Накануне концерта Сергей Волчков, получивший звание заслуженного артиста еще в 35 лет, рассказал обозревателю "РГ" о том, почему он поехал в недавний тур на автобусе и машинах, а не на поездах, как другие звезды. И о том, в чем, по его мнению, культурный код России. А еще, почему он (хоть и победитель "Голоса") не любит телевизионные конкурсы. И в каком городе он теперь готов выступить даже бесплатно.
2 апреля - День единения народов России и Беларуси, а 3-го у вас день рождения. Какое из этих событий больше повлияет на программу концерта в Кремле?
Сергей Волчков: Связи между ними, конечно, никакой нет, но для меня это действительно двойной праздник. Я родился в белорусском городе Быхове, но всегда считал Россию и Беларусь одной страной и никогда не ощущал между ними границ. И это здорово, что два наших государства - дружные и братские. А в моем выступлении в Кремле прозвучит и песня на белорусской мове - я всегда добавляю в свои концерты какую-нибудь из красивых белорусских песен.
В феврале и марте вы много ездили по российским городам. Смотрели ли вы на то, как зрители принимают ваши песни, или для артистов, отрепетировавших премьеру и уверенных в ней, это уже не важно?
Сергей Волчков: Конечно, на всех концертах мы развиваемся, нарабатываем профессионализм и обкатываем новые песни. Но в моем случае главным было все-таки другое. Я вернулся в города, где после пандемии пел пока с маленьким составом, а теперь спел уже со своей, наполовину обновленной группой. Побывал и там, где мои концерты отменили в 2020 году из-за пандемии. А в Саратове, например, прокатчики обманули моего зрителя, исчезли с деньгами за проданные билеты. А я даже не знал, что должен был там выступать. Теперь готов приехать даже бесплатно…
Где мы были в туре? С конца февраля - Санкт-Петербург, Пермь, Ижевск, Уфа, Стерлитамак, много городов… Чтобы везде успеть, ездили на автобусах или машинах. Это оказалось непросто. С поездами ведь как?! Артист ощущает, что он встал на лыжи. А потом едет и едет от города к городу. Предсказуемо и удобно. А если проезжать по 280 километров между городами, где еще и не очень хорошие дороги, то напрягаешься на ухабах за эти шесть-семь часов. Так что у нас был такой "спартанский" забег. Но спасибо моим ребятам: они справились. Никто не жаловался, и мы везде успели.
А еще вы долго не выступали из-за участия в шоу "Точь-в-точь"-2024 на Первом канале. Это того стоило?
Сергей Волчков: Да, три с половиной месяца я не мог гастролировать. Потому что совмещать поездки в другие города и съемки на телевидении невозможно. У тебя могут быть свободное время и планы спеть в каком-то городе, но в любой момент могут позвонить с телеканала и назначить репетицию или перенести съемку. И ты постоянно кому-то что-то должен: то приехать на грим, то на примерку костюма, а то нужно подавать какие-то списки... Да я за эти месяцы устал больше, чем на гастролях!
Хотя есть люди, которые без этого не могут жить. Но это не мой любимый образ жизни! И я очень радовался, когда все закончилось (Волчков получил Приз зрительских симпатий - Прим. "РГ"), а я могу снова поехать в тур.
Что он мне в итоге дал?! Зрителей, заряд энергии… Ведь ни на каком корпоративе или на съемке такого не получишь.
Почему?
Сергей Волчков: Бывало, что мы еще не дошли до "бисов", а зрители уже кричат: "Море давай, море!", а еще "Мелодию", "Арию мистера Х". И бывали экспромты, когда моя шедевральная пианистка начинала играть то, что просят люди, а зал взрывался аплодисментами… Думаю, это любому артисту намного приятнее, чем телесъемки, где еще и просят петь обычно под фонограмму.
Когда я только выиграл "Голос", то репертуар у меня состоял в основном из советских песен: Арно Бабаджанян, Муслим Магомаев, Александра Николаевна Пахмутова, Давид Тухманов. Их пели до меня великие певцы. Жаль, что они уходят, но их прекрасные песни все равно должны жить вечно. И я решил, что моя миссия - продолжать их жизнь на эстраде. Чтобы эти песни могла слушать уже нынешняя молодежь. Ибо эти мелодии и стихи - культурный код нашей страны…
Но сейчас я поехал в тур, где 60 процентов песен были написаны авторами уже специально для меня.
Что-то поменялось в вашем отношении к современной эстраде, вы стали выше ее ценить?
Сергей Волчков: Не в этом дело. В Кремле 40 процентов программы - это будут хиты, которые люди привыкли от меня слышать. Но я должен воспитывать своего зрителя и на своих песнях, поэтому будет много премьер. Да, и каждый год ты ведь не можешь, не должен петь все одно и то же?! Так и Александр Борисович Градский. Он не мог не петь на концертах "Как молоды мы были" - зрители бы просто обиделись! Хотя у него и был огромный период - лет 12 - когда он ее не исполнял, хотя люди хором скандировали название. Но Градскому хотелось показывать больше и своих авторских песен, под гитару или к кинофильмам!
Схоже происходит и у меня. Я могу вернуть в репертуар все песни, которые полюбились людям в моем исполнении, начиная с "Голоса". Но тогда их окажется как минимум 50, а я боюсь утомить зрителей длиной концерта. Хочется, чтобы они уходили с него "немного недокормленными", с ощущением: "Эх, а вот еще бы немножко?!"…
Вспоминаете ли вы Александра Градского, который считал вас своим любимым учеником?
Сергей Волчков: Да, в финале первого отделения моих концертов по городам я пел "Как молоды мы были", посвящая ее Александру Борисовичу Градскому и Николаю Николаевичу Добронравову (автору стихов этой песни - Прим. "РГ"). Я начал исполнять ее только после его ухода. А раньше считал, что ее может петь только он...