Эксперт Кандыбович: Историческое родство белорусов и россиян незыблемо

Сергей Кандыбович: Каждая из наших стран самостоятельна. Можем друг друга критиковать, но по-доброму.
Сергей Кандыбович: Каждая из наших стран самостоятельна. Можем друг друга критиковать, но по-доброму. / Сергей Михеев
В Беларуси и России 2 апреля отмечают День единения народов. Этот праздник с небольшой историей тем не менее имеет глубокие корни, связанные с верой в возрождающееся единство белорусов и россиян, считает председатель Федеральной национально-культурной автономии Белорусов России Сергей Кандыбович. В интервью "СОЮЗу" он рассказал о символичности даты и реальных основах сплочения наших народов.

Сергей Львович, что для вас означает День единения народов Беларуси и России?

Сергей Кандыбович: Для меня и, думаю, для многих граждан это один из системообразующих праздников. В его основе лежит большое ожидание ренессанса тех тесных связей, которые были когда-то в Советском Союзе и нынешнее представление о возможности аналогичного сосуществования в современном мире. В этом празднике заложено ощущение стабильности. У нас, представителей старшего поколения, было именно такое представление о мироустройстве, о том, что есть не просто страна, а любимая страна, самая большая и сильная страна в мире, ядерная сверхдержава, каждый гражданин которой чувствует себя защищенным. Именно на таких ощущениях основано сегодня восприятие Дня единения наших народов.

Еще наша общая Победа в Великой Отечественной войне. Это ведь тоже нас объединяет?

Сергей Кандыбович: Да, Победа советского народа над немецко-фашистскими захватчиками, без сомнения. Конечно, сейчас мы более рельефно говорим об этом. Сегодня наша общая Победа в Великой Отечественной войне, память об этих событиях стала гораздо более востребована нашими людьми, чем это было, скажем, лет тридцать или двадцать тому назад. И вот почему. Я родился в Минске, учился там, пошел в институт. Это был город-красавец, отстроенный буквально из руин.

Хотя прошло всего двадцать лет с момента его освобождения. После войны был совершен рывок, связанный с индустриализацией, - БССР и Минск стали флагманами машиностроения. Причем все было очень толково определено, исходя из совокупности обстоятельств, места расположения, логистики, человеческих ресурсов.

И когда сегодня по телевизору и в интернете мы видим документальные кадры разбитых городов и сел Донбасса, по аналогии с теми моими далекими воспоминаниями возникает чувство абсолютной уверенности, что все будет быстро восстановлено, отстроено, что все это действительно будет так же, как было в XX веке. К тому же нужно понимать, что после Великой Отечественной войны технологии, возможности, ресурсы, материалы были совершенно другие, совсем не такого высокого уровня, как те, которыми мы располагаем сейчас.

Если мы отмечаем День единения - значит есть и различия. Те, что придают самобытность российскому и белорусскому народам сегодня. В чем эти различия?

Сергей Кандыбович: Союзное государство - это наверняка самый показательный интеграционный проект в мире. Можно сказать, что существующие связи внутри этого интеграционного объединения изначально очень близки. Но кроме интеграционных связей, кроме экономики есть также идеология, и вот здесь проходит некоторый водораздел. Например, если по Конституции Республики Беларусь есть государственная идеология, то согласно Конституции Российской Федерации в нашей стране государственной идеологии нет. Хотя фактически в Вооруженных силах Российской Федерации и силовых структурах созданы органы идеологической работы, то есть Вооруженные силы страны имеют идеологию. В этом я вижу, пожалуй, существующее различие, но постепенно ситуация меняется, это очевидно. Сближение в этом отношении все явственнее.

Может меняться форма, но не содержание исторического родства белорусов и россиян

Сложно говорить о различиях. Так, наши государства стимулируют и поддерживают ветеранское движение. В России есть всероссийские организации и региональные организации. В Республике Беларусь есть много отличий, но они не системные и не определяющие. Особое внимание уделяется в наших странах поддержке и статусу традиционной семьи. Ежемесячно на сайтах президентов наших стран появляются их указы о награждении многодетных матерей, о присвоении звания "Мать героиня", о награждении Орденом "Родительская слава". В общем и целом не надо искать и пересчитывать ни различия, ни сходства. Надо просто видеть и ценить и то и другое, а не сосредотачиваться на их подсчете.

Возможно ли сближение в идеологическом плане, нужно ли оно? Может быть, Союзное государство могло бы взять на себя роль какого-то интегратора идеологических подходов?

Сергей Кандыбович: Хороший вопрос. Но у нас же нет государственных органов в Союзном государстве, нет какого-то рабочего инструмента, у которого были бы наднациональные функции. Так что пока говорить о каком-то идеологическом обобщении на уровне Союзного государства вряд ли возможно.

Какую миссию несет Союзное государство?

Сергей Кандыбович: Во-первых, принципиальную, главную роль здесь играет видение стратегических лидеров, президентов Российской Федерации и Республики Беларусь интеграционных принципов и их границ. А во-вторых, это отношения глав наших государств - их не только декларируемая, но видимая невооруженным глазом человеческая дружба, мужское товарищество. Наши лидеры подают пример своим народам тем, что готовы в самый трудный момент встать спина к спине против тысячи врагов и выстоять, как бы силен и многочислен этот враг ни был. Наши лидеры - из той самой малочисленной генерации исторических тяжеловесов, созидателей истории, которые способны повернуть траектории развития мировой истории, выступая на Мюнхенской конференции по безопасности в 2007 году. Или быть единственным депутатом Верховного совета БССР, голосующим против уничтожения Советского Союза в 1991 году... Есть выражение: "И один в поле воин". Так вот, лидеры нашего Союзного государства не просто из числа малочисленного во все времена отряда таких воинов, они еще и истинные победители.

А если говорить о реалиях Союзного государства? С чем, например, к вам обращаются?

Сергей Кандыбович: Вопросы бывают абсолютно на любые темы, но чаще бытового характера. Во-первых, о получении образования. Системы образования в России и Беларуси различаются, как известно. В Беларуси - Центральное тестирование, ЦТ. У нас - Единый государственный экзамен, ЕГЭ. Но вот вопросов с признанием полученного образования как раз нет, они сняты.

Что касается сферы услуг, то раньше, знаете, все были в восхищении, как дешево можно с белорусскими мастерами ремонты сделать. Но рынок есть рынок. Если бригада приезжает делать ремонт в Россию, строители живут здесь, тратят деньги на питание. Так что по факту стоимость их работы не может сильно отличаться от цен на такие же услуги российских бригад. Единый рынок услуг реально работает, выравнивает цены.

Относительно медицинского обслуживания скажу, что сам в позапрошлом году зимой, будучи в Минске, неудачно поскользнулся и упал. Был перелом. Пришлось три недели провести в больнице. Все процедуры мне делали бесплатно, и даже экстренную операцию сделали тоже бесплатно. Так что по собственном опыту знаю - все, что гарантируется в рамках программ Союзного государства в отношении здоровья его граждан, - реальность, все работает.

Каким вам видится будущее Союзного государства?

Сергей Кандыбович: Союзное государство развивается. В одном интервью я как-то сказал: уверен, что лет через пятьдесят в Союзном государстве будет много стран. Сегодня мы можем улыбнуться этим словам. Но через какое-то время вполне могут вспомнить: а ведь в первой четверти XXI века предсказывали, что через полсотни лет Союзное государства будет многочисленным. Сама модель такой интеграции оптимальна. Каждая из стран самостоятельна. Множество преференций. Равные права. Стороны имеют возможность друг друга критиковать по-доброму. А это стимулирует новые решения и благоприятные коррективы. Так что почему бы и нет?

Время многое меняет. А конфликт на Украине и новые ракурсы геополитических реалий показали: незыблемость на любом историческом фоне братства народов Беларуси и России реальна, меняться может форма, но не содержание нашего исторического родства, единения и содружества.

Подписывайтесь на наши новости в Вконтакте
Подписаться