Как меняется в России спрос на сервис и запчасти в условиях старения автопарка

"Если раньше преобладали плановые ТО и мелкий ремонт, то сегодня чаще речь идет о сложных, трудоемких работах, связанных с физическим износом ключевых компонентов автомобиля", - отмечает директор мультибрендовой сети автосервисов Caready Лев Родионов.
Одно из наиболее заметных последствий старения автопарка - резкий рост среднего чека на ремонт. С конца 2022 года он увеличился почти в 2,5 раза для автомобилей массового сегмента - с 20-25 до 50-55 тысяч рублей.
Как отмечает директор по сервису компании "Рольф" Юлия Трушкова, за три года количество машин постгарантийного возраста выросло на 12%. Устаревание парка привело к увеличению "тяжелых" ремонтов.
Все чаще автовладельцы сталкиваются с необходимостью замены крупных и дорогостоящих узлов: рычагов в сборе, подрамников, радиаторов и других элементов. Время работы механика на одном автомобиле также значительно возросло: вместо привычных 4 часов теперь 10-12.
"Водители более аккуратно следят за межсервисными интервалами, чаще проводят превентивные работы, чтобы избежать внезапных серьезных поломок. Растут средние чеки как на общие работы, так и на кузовные. В общем перечне услуг СТО увеличивается доля сложных работ по агрегатному ремонту, топливной и тормозной системам, рулевому управлению", - говорит директор международной франчайзинговой сети автосервисов Fit Service Татьяна Овчинникова.
По ее словам, среднее число машинозаездов на одного клиента выросло на 2,3% и составило 2,02 визита на СТО за год. Тенденция продолжилась и по итогам первого квартала 2025 года.
"Мы отмечаем, что автовладельцы стали приобретать больше запчастей и услуг. Изменилась структура среднего чека автосервисов: количество запчастей на одного клиента выросло с 13,6 (в 2023 году) до 14,7 штук (в 2024 году). То есть в среднем заказ-наряд стал содержать на 1,1 запчасть больше. Это говорит о том, что люди более ответственно подходят к обслуживанию авто, выполняют более трудоемкие и сложные работы, для которых требуется больше запчастей, больше времени, и они, соответственно, обходятся дороже", - заключает Овчинникова.
Руководитель сервисного направления автомобильного маркетплейса Fresh Александр Носко отмечает, что динамика частоты обращений за ремонтом и обслуживанием объясняется увеличением продаж автомобилей с пробегом.

По ряду позиций действительно растут цены и временные задержки, добавляет эксперт. Нельзя отрицать увеличения стоимости комплектующих, которые год к году подорожали на 5-15%. Это уже негативно отразилось на размере среднего чека на посещение сервисного центра, а ожидаемый в течение этого года совокупный рост цен на запчасти до 40% может привести к увеличению числа обращений в несертифицированные центры, соответственно, и к снижению уровня безопасности на российских дорогах, говорит Носко.
В Caready добавляют, что в условиях ограниченного импорта практически прекратились поставки новых неоригинальных кузовных деталей, что привело к росту объемов кузовного ремонта на 80%. Бамперы, крылья, подрамники теперь не заменяются, а восстанавливаются.