В России создадут единую платформу "Антифрод". Как она поможет в борьбе с телефонными мошенниками

Для борьбы с телефонными мошенниками создадут единую платформу "Антифрод"
Принят закон, содержащий комплекс мер, направленных на противодействие мошенникам и защиту граждан от киберпреступности.
Оператор связи будет отображать наименование организации, откуда звонят.
Оператор связи будет отображать наименование организации, откуда звонят. / iStock

Основная мера - создание единой платформы "Антифрод", которая объединит банки, госорганы и операторов связи. Они наладят обмен информацией в онлайн-режиме. Это позволит пресекать мошеннические действия в реальном времени.

Например, платформа позволит выявлять цепочки действий, когда после серии звонков с разных номеров пользователь начинает те или иные манипуляции с банковскими приложениями или пытается снять нетипичные для себя суммы денег в банкомате, оставаясь при этом на связи. Так, в случае, если возникнут подозрения в том, что человек пытается снять деньги, находясь под влиянием, банк должен на 48 часов ограничить выдачу наличных.

Будет установлен лимит: не более 50 тысяч рублей в сутки. А клиента нужно будет незамедлительно уведомить о причинах приостановки. Это позволит решить и известную экспертам проблему "разрыва зон ответственности", существовавшую ранее, когда мошенники звонили по телефону - и это была зона ответственности оператора, клиент переводил деньги в приложении - здесь отвечал банк, а когда пошел ногами в банкомат - вообще "сам виноват".

Предотвратить проблему попадания под чужое влияние должна помочь и так называемая функция "второй руки". Теперь россияне смогут наделить родного или близкого человека статусом уполномоченного лица для получения подтверждения совершения операции по переводу денежных средств. "Каждый сможет назначить свое доверенное лицо, к которому банк будет обращаться за подтверждением операции выдачи наличных, оформления кредита и так далее. Данная опция будет актуальна в первую очередь для пожилых граждан", - поясняет глава Комитета Госдумы по информполитике, информтехнологиям и связи Сергей Боярский.

Закон направлен на то, чтобы дать людям инструменты для самозащиты

Большое внимание уделено и наведению порядка с телефонными звонками. Во-первых, вводится обязательная маркировка звонков. На экране телефона оператор связи будет отображать наименование организации, откуда звонят, что позволит выявить мошенников. Кроме того, отдельно будут обозначены звонки через виртуальные АТС, что также должно помочь выявлять злоумышленников. Сотрудникам государственных органов, банков и операторов связи теперь запрещено взаимодействовать с гражданами через иностранные мессенджеры. Как ранее сообщал глава Минцифры Максут Шадаев, более 90% звонков от мошенников происходят именно через них.

Кроме того, массовые вызовы и спам-звонки будут осуществляться только при условии получения предварительного согласия абонента, а при направлении отказа оператору связи - прекращены. Наконец, россияне теперь смогут установить через "Госуслуги" или МФЦ самозапрет на заключение договоров об оказании услуг связи. В тот же пакет мер входит положение, касающееся организаторов распространения информации в интернете. Они должны будут в течение трех лет хранить информацию о фактах приема, передачи, доставки или обработки электронных сообщений пользователей и информацию об этих пользователях.

"Документ - не панацея, но он поможет существенно сократить возможности аферистов. Проблема очень многослойная, поэтому и подход нужен комплексный", - отмечает Сергей Боярский.

"Закон направлен на то, чтобы дать людям инструменты для самозащиты. Он также призван лишить мошенников возможности использовать их методы обмана. В законе порядка 30 мер, они разработаны правительством совместно с правоохранительными органами, бизнесом, депутатами. Важно понимать, что все эти меры направлены на одно: защиту человека и его безопасность в цифровом пространстве. Это наш главный приоритет", - сказал заместитель председателя правительства РФ - руководитель аппарата правительства РФ Дмитрий Григоренко.

Тем временем

"Госуслуги" ограничат доступ к финансовой информации при подозрении на взлом. Если действия пользователя вызывают подозрения, доступ к чувствительным разделам личного кабинета ограничат на 72 часа.

Как сообщили в Минцифры, для борьбы с мошенниками принято еще одно нововведение, которое призвано защитить чувствительную информацию, в первую очередь финансовую. Так, может быть ограничен доступ к разделам, содержащим информацию о доходах и налогах, работе и пенсии, а также льготах и различных выплатах.

"Кроме того, при подозрении на взлом аккаунта, как и раньше, будет ограничена возможность войти с помощью "Госуслуг" на чувствительные ресурсы. Например, нельзя будет авторизоваться на сайтах микрофинансовых организаций или активировать мобильное приложение "Госключ", - уточнили в Минцифры.

Это нужно для того, чтобы пользователи могли вернуть доступ к сервису. На это у них будет 72 часа. После их истечения доступ будет восстановлен. "Если он нужен раньше, обратитесь лично с паспортом и СНИЛС в центр обслуживания", - пояснили в ведомстве.