На столе должно быть то, что доктор прописал. Как лекарство по рецепту. Именно так! Но в отличие от пилюль и капель, вкусное. А молодой пациент, которого только вчера в больницу доставила скорая и который впервые в жизни оказался на стационарной койке, убежден: никаких пластмассовых одноразовых тарелок и подозрительных ложек.
Не стала выяснять, что значат "подозрительные ложки". Не однажды пользовалась ими, становясь пациентом. Поверьте, не в самых захудалых больницах. Скорее наоборот. Просто, увы, не в столь отдаленные времена сие было нормой. Помню, как в канун Нового года человек, достаточно известный, попал в крупнейший стационар. Позвонил по телефону: "Если бы ты видела, какой гадостью тут кормят! Какие тут ложки!" Каюсь: призывала к терпению, объясняла: больница - не ресторан...
- Да, больница - не ресторан. Меню каждого пациента прописано лечащим врачом. От этого меню нельзя отступать. И мы просим, чтобы посетители учитывали наши требования и не приносили то, что не положено, - говорит нашей съемочной и пишущей группе заместитель главного врача по терапевтической помощи московской Городской клинической больницы N 15 имени О.М. Филатова Оксана Шапсигова.
Когда приехали в эту больницу, еще раз подивились современному флагманскому центру. Таковых теперь в столице пять, а будет шесть. Каждый по-своему хорош, удобен, каждый надежно вписался в столичную службу здоровья. Тут требуется пояснить. Филатовская, в которую мы приехали, не из старейших московских больниц. В центре столицы есть еще одна больница имени Филатова, которая отнюдь не новосел - очень заслуженная детская больница. Имя у нее от Нила Федоровича Филатова, родоначальника и корифея отечественной педиатрии. А той, о которой сегодняшний разговор, всего 44 года. Тогда казалось, что выбранное для нее место - окраина Москвы. И совсем не казалось - так было - средств на нее в обрез. Не понаслышке.
Руководитель московской службы здоровья Леонид Ворохобов и ректор Второго мединститута академик Юрий Лопухин пригласили посмотреть новостройку. Встречал, показывал будущие подразделения будущей больницы ее первый главврач Владимир Мудрак. Хвастался, что недавно был в какой-то зарубежной стране, и на гроши, полученные при обмене для поездки, купил там ручки для двери. Чтобы хотя бы дверь в кабинет главврача была с красивой ручкой. Это не выдумка, не анекдот! Так было.
Теперь же мы сюда приехали, потому что и к этой больнице пристроили суперсовременный флагманский центр. Другая медицина, другое отношение к пациентам. С ходу поражает повсеместная стерильная чистота. Никаких больничных запахов. Спросила у проходящей медсестры: "Чем должна пахнуть больница?" Ответила с ходу: "Здоровьем и чистотой".
Постельное белье, халаты, пижамы, рубашки. Удобная, сказала бы, придуманная мебель, и в кабинетах, и в холлах, и в палатах. Больница рассчитана на 1319 коек. Каждый день поступает 500, порой и больше, новеньких. Но сегодня, напомню, только о питании. И встретившая нас Оксана Шапсигова, согласно приказу главного врача, отвечает за организацию процесса по лечебному питанию в этом стационаре. В группе с ней врач-диетолог, диетическая служба, представленная диетсестрами, буфетчицами, санэпидотдел.
- У каждого заболевания свой диетический стол. Сколько столов у ваших пациентов? - спрашиваю Оксану Ауесовну.
- У нас шесть диет основных. И они подразделяются для больных диабетом, для кормящих, для беременных...
Поднимаемся в диагностическое коечное отделение Флагманского центра. Здесь пациенты в течение суток находятся на стационарном лечении. И врачи здесь разных специальностей: тут первичная диагностика, выбор тактики лечения. На нашем пути в палаты буфет отделения под номером 417, с вывеской, на которой вилка и нож. И меню. Командует процессом буфетчик Александр Чувиковский. Еду здесь не готовят. Ее сюда доставляют из пищеблока больницы, который в цокольном этаже главного корпуса. В каждом отделении свой буфет. Поставщики питания - специализированные фирмы, которые здесь арендуют помещения, где готовят из своих продуктов. У каждого отделения свой порционный лист. Тут его именуют "порционник".
Наше посещение палат, беседы с пациентами по собственному выбору, без каких-либо согласований. Заходим в палату номер 402. Большая, на четверых. Специальные шторы. С их помощью каждый пациент может отделиться и чувствовать себя как бы изолированным от других.
"Не ссоритесь между собой?" - спрашиваю сразу всех. В ответ почти хором: "Нет". Один из пациентов семидесятилетний Михаил Алексеевич за разделительной шторой.
Медсестра поясняет: "У Михаила Алексеевича трофическая язва. Сейчас перевязка, поэтому пациент за шторой. Привезла его скорая. Тут 99 процентов доставляет скорая помощь".
- А я пришел сам, - вступает в разговор пациент Валерий Николаевич. - Живу недалеко в Новогиреево.
- Помогают хорошо? Вам нравится больница?
- Да!
Пациенту Олегу 39 лет. Только что поступил по скорой.
- Что стряслось? Живот болит. Здесь в первый раз. Больница нравится. Хотелось бы побыстрее домой, но главное, вылечиться.
- Диагноз уже есть?
- Пока в процессе диагностики.
- Вы раньше лежали в больнице?
- К сожалению, лежал. Так что есть с чем сравнивать.
Еще один пациент Александр Иванович в стационаре первый раз. Накануне тоже доставила скорая. Первое впечатление о больнице очень хорошее. Правда, о питании сказать ничего не мог: "Я проходил обследование. Не до еды было".
- Ему проводили гастроколоноскопию. Там нельзя принимать пищу, - пояснила Оксана Шапсигова.
...В палату привезли обед. В стеклянной посуде, в красивых термокастрюлях. Вилки, ложки - не из пластмассы, не на выброс. У каждого своя еда, прописанная специалистом. Один пациент нахваливает суп. Другой сожалеет, что нельзя подсолить. Соль дополнительно не положена! На десерт выбор: кисель, сок, компот. Компот трех видов: яблоко, изюм, курага. Средняя цена такого питания выше, чем была ранее. Да и как иначе, если, допустим, в меню есть день, когда блинчик подается с красной рыбой. Излишество?
- Не излишество, - возражает Оксана Ауесовна. - Рыба слабосоленая, содержит полиненасыщенные жирные кислоты. Вкусно и раз в неделю допустимо. Были изучены многочисленные справочники, прежде чем это в меню внедрили.
Появление новых технологий сократило срок лечения в стационаре. Раньше пациент обычно лежал две недели. Теперь обычным стало 7-дневное, порой 5-дневное пребывание. И, конечно, подходы к питанию изменились. Больше овощей, фруктов, в меню омлеты, запеканки, азу. Но по-прежнему - и всегда - питание должно быть персонализированное. И не трехразовое, а пятиразовое, дробное.
- Оксана Ауесовна! Вы 30 лет в медицине. Не первый год занимаетесь питанием пациентов...
- Я вас поняла. Ведь раньше как было? Вот пациент или даже медработник просил близких принести котлету, принести яблоко, печенье... С прошлого года мы перешли на новое меню. Проект инициирован правительством Москвы. Практически отпала необходимость приносить пациенту домашнюю еду. Если кто-то там конкретно каких-то бабушкинских "наполеонов" хочет... Утрирую, конечно. А так наше питание максимально к домашним блюдам приближено, в том числе и наличием салатов, свежих фруктов. Но - остается лечебным.
- А столовая, где собираются пациенты?
- Питание в палатах. В каждой палате есть стол, стулья. В нашей больнице, как и врач идет к пациенту, так и пища идет к пациенту. Ведь среди пациентов есть и маломобильные. Они не могут до столовой дойти.
У старшей медсестры флагманского центра Юлии Лукьяновой семь лет медицинского стажа.
- Сейчас, - говорит мне Юлия, - даже старшие сестры, заведующие каждый день на пищеблоке. Обязательно пробуем поступающие блюда. Проверяем соответствие внешнего вида и вкусовых качеств. Без такого контроля никто не имеет права выпустить питание в палаты, в отделение. Да, мы не готовим сами.
Но тотально контролируем весь процесс питания.
Итак, новая организация питания в больницах. Оно становится неотъемлемой частью персонифицированной стационарной медицинской помощи. Такова политика, такова стратегия московского здравоохранения. Пока не можем сказать, что такое по всей стране. А то, что это начато, и начато именно в Москве, объяснимо, понятно. Столица задает тон, в том числе и в лечебно-диагностическом процессе.
1-й завтрак:
Обед:
Ужин: