Первая с 1927 года большая выставка французской графики соберет более 160 работ первой половины - середины XIX века. У этого собрания, кстати, одного из лучших в музее, своя особая история.
Главная особенность французской графики в том, что часто она была даже выразительнее живописи. Художники, работая над рисунками "для себя", ощущали большую свободу и потому больше экспериментировали: пользовались необычными художественными приемами, смело нарушая академические правила.
Часть коллекции французского рисунка начала складываться еще в стенах Гравюрного кабинета Румянцевского музея. В первые послереволюционные годы многие рисунки из национализированных личных коллекций поступили в музей. Отдельные произведения были переданы из других музеев, в том числе Эрмитажа и Исторического музея. Кроме того, рисунки поступали в составе даров коллекционеров, часть коллекции составили приобретения.
Среди представленных имен - классики: Оноре Домье, Эжен Делакруа, Пьер Поль Прюдон. Эти рисунки - энциклопедия жизни Франции XIX века. Поэтому у проекта целых 25 разделов. Темы разнообразны: от Великой французской революции до истории войн Первой империи, "наполеоновская легенда" и развлечения светского общества, народная жизнь и экзотический Восток, пейзажи, созданные на пленэре. Встречаются и карикатуры, публиковавшиеся в иллюстрированных журналах.
Кстати, выставке предшествовала большая работа по выяснению авторства, времени и обстоятельств создания некоторых произведений, уточнению сюжетов, установлению имен изображенных персон. Как итог - ГМИИ выпустил большой комментированный каталог, посвященный французской графике.
В экспозицию войдут 80 графических произведений Дейнеки военного периода из семейного собрания художника: наброски, зарисовки в блокнотах, эскизы к известным живописным полотнам 1940-х годов, в том числе "Знамя", "Поцелуй", "Солдаты", "Санитарка". Большая часть работ будет показана впервые. Перед началом войны в 1941 году Александр работал над созданием больших агитационных плакатов РОСТА. В 1941 году он создал первый военный пейзаж "Окраина Москвы. 1941".
Зимой 1942 года, после поездки на фронт под Юхнов в Калужской области, Дейнека написал эпическое полотно "Оборона Севастополя". С самого начала войны и до конца 1946 года он создавал в монохромной гамме акварелью и гуашью знаменитую серию работ "Москва военная". Тема не отпускала художника и после войны.
Также на выставке представят личные вещи художника.