Как возвращение иностранных компаний может повлиять на экономику ДФО

Иностранные компании, ушедшие из России, собираются возвращаться на рынок РФ. Однако за время их отсутствия многие освободившиеся ниши успели занять отечественные игроки. Регионы, в том числе дальневосточные, стали активно развивать свое производство.

Хабаровский край сегодня уверенно реализует собственный экономический потенциал. Санкции стали вызовом, но субъект смог перестроиться: появились местные бренды, активно развивается малый и средний бизнес. Проект "Сделано в Хабаровском крае" позволил компаниям занять свое место более чем в 90 торговых точках, в том числе и в крупных торговых сетях. Это не просто импортозамещение - это создание устойчивой, самодостаточной экономики.

Вместе с тем говорить о неуместности возвращения западных компаний нельзя. Неотъемлемое условие - процесс должен сопровождаться вложениями в региональную экономику с их стороны: инвестициями в реальный сектор, обменом технологиями и партнерством с местными производителями, созданием рабочих мест по современным стандартам и интеграцией передовых управленческих практик.

Однако присутствуют и серьезные риски, к оценке которых при реализации экономической политики необходимо подойти взвешенно. Основная угроза - вытеснение местного бизнеса.

История экономического развития показывает: разрозненные малые предприятия неизбежно проигрывают крупным корпорациям. Но объединенные технологические цепочки (от сырья до дистрибуции) создают критическую массу для устойчивости.

У хабаровских предпринимателей есть три неотъемлемых конкурентных преимущества, на которые можно и нужно опираться. География - знание местных предпочтений (например, особые вкусы дальневосточников), гибкость, то есть возможность быстрой кастомизации продукции, и доверие - эмоциональная связь с потребителями. И этими привилегиями необходимо пользоваться.

Критически важно, чтобы иностранные предприятия ответственно подходили к развитию территории, на которой работают. Для этого региональные власти должны контролировать реализацию технологического трансфера, качество подготовки кадров и соблюдение экологических норм. Но самое главное для успешного сосуществования - партнерство крупных брендов и местных производителей.

Нужно создать такие условия, чтобы зарубежные компании работали на развитие региона, а не только на получение прибыли.

В эпоху санкций важно создавать собственные R&D центры (центры исследований и разработок) для проведения масштабных независимых научных изысканий и реализации совместных проектов с высшими учебными заведениями. Тихоокеанский государственный университет в рамках программы развития ставит своей целью создание подобных подразделений - есть инициатива, компетенции и наработки. С предприятиями Хабаровского края университет готов обсуждать проекты по биотехнологиям, материаловедению, машиностроению, IT, разрабатывать бизнес-планы и проводить всестороннее экономическое обсуждение инициатив. В университете работает центр трансфера технологий, главной задачей которого является перевод научных исследований в технологии, а проблем потенциального заказчика - в конкретную задачу для исследований.

Еще один важный момент. Сейчас многие убеждены, что в случае возвращения крупных брендов на российский рынок цены на продукцию снизятся из-за роста конкуренции. Однако не все так просто.

История знает примеры, когда крупные корпорации специально занижали цены, разоряя местных конкурентов. После этого стоимость товаров не только возвращалась к прежнему уровню, но и серьезно росла. Например, в 1990-е годы иностранные сети скупали российские молокозаводы, обещая "европейское качество". Через пять-семь лет цены на молоко выросли в три-четыре раза.

Сегодня вернуться в Россию тем же MacDonald`s или Zara не получится - действуют санкции. Поэтому возможны три сценария. Первый - серый реэкспорт, когда товары повезут через Китай или Турцию с наценкой 30-50 процентов. Второй - франшизы без поддержки. В таком случае местные предприниматели купят право использовать бренд, но без доступа к глобальным поставщикам, а значит, цены все равно останутся высокими. И третий - гибридные проекты, например, "Вкусно - и точка". Формально это российская сеть, но в ней сохраняется часть прежних технологий.

Наиболее реалистичный вариант - цены с возвращением корпораций сначала немного снизятся, однако через пару лет снова начнут расти из-за логистических издержек и отсутствия реальной конкуренции.

Ждать, что иностранцы спасут рынок от высоких цен, - наивно.

Гораздо важнее развивать местные производства. При должной организации проект "Сделано в Хабаровском крае" скорее позволит повлиять на снижение темпов роста цен, чем возвращение зарубежных компаний.

Вместо пассивного ожидания иностранцев региону нужно заключать альянсы с дружественными азиатскими производителями на равных условиях. Кроме того, необходимо развивать антихрупкие бизнес-модели. Например, модульное производство. Наконец, важно обращаться к инструментам цифрового маркетинга для прямых продаж.

Властям также необходимо не забывать и о поддержке местных производителей. Можно ввести дифференцированные налоговые льготы и создать систему гарантированного сбыта через механизмы госзаказа и квотирования доли региональной продукции в торговых сетях. Как идея - запуск целевого финансирования кооперационных цепочек "наука - производство". Это позволит внедрить инновационные разработки в реальный сектор. Важно также установить жесткие барьеры против рейдерских поглощений местных предприятий, развивать систему производственной логистики, снижая себестоимость дальневосточной продукции.