В регионах сносят газетные киоски. Почему это происходит и к чему ведет

В Перми, Челябинске и Екатеринбурге решили снести газетные киоски
В Перми владельцы киосков судятся с губернатором, в Челябинске власти убирают павильоны с городских улиц по ночам, а в Екатеринбурге действуют более гуманно - снижают количество стационарных распространителей прессы постепенно. Куда бедному читателю податься?
Ликвидируя киоски с печатной продукцией, местная власть не учитывает интересы горожан.
Ликвидируя киоски с печатной продукцией, местная власть не учитывает интересы горожан. / Татьяна Андреева

Тяжба с губернатором

В Пермском краевом суде начался процесс, ответчиком по которому выступает губернатор региона. К нему заявлены претензии от владельцев киосков, торгующих прессой, и других предпринимателей. Сейчас в Перми около 80 киосков периодики, а может не остаться ни одного.

Губернатор Дмитрий Махонин издал указ, исполнение которого приведет к полному исчезновению всех уличных торговых точек. Недоумение у предпринимателей вызвали условия, изложенные в документе с длинным названием "О реализации отдельных мер антитеррористической защищенности, а также мер, направленных на усиление охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности на территории Пермского края".

В указе сказано, что любой нестационарный торговый объект (НТО), а это все киоски, павильоны и водяные аппараты, должен находиться на расстоянии не менее 15 метров от места массового пребывания людей (свыше 50 человек), быть полностью огороженным, на входе нужна проверка с металлодетекторами, надо оборудовать видеонаблюдение, а также иметь охрану. Если же эти условия не будут исполнены до начала апреля, НТО надо будет демонтировать.

- Эти требования по меньшей мере абсурдны, - говорит юрист Дмитрий Оксюта, представляющий интересы владельцев киосков и павильонов. - Выполнить их просто невозможно, так как на территории любого города, поселка, села нельзя найти место, где не было бы массового пребывания людей. Это улица, где ходят люди, в конце концов, мимо проезжающий автобус с пассажирами. Да весь смысл существования уличных киосков, в том числе и газетных, чтобы к ним был свободный доступ покупателей. А сейчас их надо огораживать, а как это сделать на муниципальной земле?

Количество газетных киосков в Перми сокращается год от года. Если еще недавно они были чуть ли не на каждой остановке, то теперь их приходится искать. По нормативам, в таком городе, как Пермь, должно быть порядка 125 киосков по продаже прессы, а их сейчас 60 на муниципальных участках и еще 20 на участках, принадлежащих частным лицам.

В Пермском краевом суде начался процесс, ответчиком по которому выступает губернатор региона. Сейчас в Перми около 80 киосков периодики, а может не остаться ни одного

В своем иске к губернатору хозяева киосков указывают, что подписанный им документ вводит не предусмотренные федеральным законодательством административные барьеры. А их исполнение непреодолимо для обычных мелких предпринимателей.

Истцы просят признать указ губернатора Махонина недействующим, и кроме того, выяснить, проводилась ли антикоррупционная экспертиза этого документа.

Ночная операция

На Южном Урале число павильонов крупнейшей в регионе сети "Роспечать" с 2006 года сократилось с 780 до менее сотни, а оставшиеся под конец прошлого года стали убирать с улиц Челябинска без какого-либо уведомления хозяев - по ночам. Основание - отсутствие договоров аренды на землю, которые власти отказываются продлевать после банкротства предприятия и смены собственника. Новым владельцам газетных киосков предложили вновь побороться за свое законное место под солнцем наравне с торговцами шаурмой, фруктами и овощами.

По словам руководителя сети Дмитрия Семерова, из 160 павильонов "Роспечати", работавших в городе еще четыре года назад, осталось 60. Из 59 киосков второй по численности городской сети "Вечерний Челябинск" уцелели 42. И это при том, что схемой размещения нестационарных торговых объектов под киоски периодики в Челябинске было предусмотрено 186 мест.

По региону та же картина. В Магнитогорске из 58 киосков "Роспечати" осталось восемь, в Миассе - 13, в Златоусте - 11. Да и те, по словам киоскеров, вероятно, скоро придется закрыть. В Миассе по примеру Магнитогорска власти решили привести павильоны к единому дизайн-коду. А это дополнительные расходы - по 100-150 тысяч рублей на каждый объект.

Руководители СМИ и сетей периодики подготовили письма главе Челябинска Алексею Лошкину и губернатору Алексею Текслеру с просьбой повлиять на ситуацию, которая стала критической.

Новым владельцам печатных киосков предложили вновь побороться за свое законное место под солнцем наравне с торговцами шаурмой, фруктами и овощами

Политическое решение

Количество киосков прессы убывает и в Екатеринбурге: в начале 2024-го их было чуть более 150, сегодня нет и 130. Исчезают они не столько из-за непопулярности у покупателей, сколько из-за того, что, по утверждению властей, изначально были установлены там, где их в принципе быть не должно.

Да, законных оснований ликвидировать киоск предостаточно. Но далеко не всегда они и вправду есть. В свое время прогремел скандал, связанный с тем, что глава Орджоникидзевского района постановил ликвидировать 21 из 39 ларьков "Роспечати". Несколько печатных СМИ Екатеринбурга не приняли на веру причины, которыми администрация обосновывала этот шаг, и изучили расположение каждого приговоренного к сносу ларька. Выяснилось: во всем Екатеринбурге в охранных зонах тепловых сетей находятся лишь два киоска прессы, и оба в другом районе. ГИБДД заявила, что проблему с обзором перекрестка можно решить без ликвидации павильонов. А прокладке трамвайной линии мешает только один киоск, а не несколько. В итоге администрация района отступила, 12 точек из ликвидационного списка продолжили работу.

Шаурма или газета? Это каждый решает по-своему. Фото: Татьяна Андреева

С другой стороны, сказать, что власть вообще не выделяет киоски прессы из массы прочих, тоже нельзя: для них снижена арендная плата за землю (при ее исчислении применяется коэффициент 0,013, тогда как для остальных - 0,13). Однако при сносе это мало помогает. Продавцы газет утверждают: как правило, вместо прежних мест им предлагают точки вдалеке от оживленных людских потоков. Поэтому, исчезая из центра города, на окраинах киоски уже не приживаются. Распространителям периодики предлагают перемещаться в торговые сети и центры, но там никогда не будут продаваться ежедневные издания - федеральные и региональные газеты, поскольку это "скоропорт".

Таким образом, для реализации ежедневных газет в розницу альтернативы традиционной сети киосков нет. Глава города Екатеринбурга Алексей Орлов провел расширенное заседание с участием бизнеса и издателей, выслушал аргументы сторон и установил подчиненным месячный срок для подготовки предложений по сохранению специализированной торговой сети "Пресса" в столице Среднего Урала. По мнению распространителей, благодаря этому политическому решению появился реальный шанс приостановить деградацию нестационарной сети реализации газет.

Комментарий

Алексей Иванов, президент СППИ ГИПП:

- Союз предприятий печатной индустрии наблюдает в регионах новую волну попыток сократить количество киосков прессы. К сожалению, формальный подход может привести к полному уничтожению отрасли, так как стремительное сокращение точек продаж неминуемо ведет к падению тиражей, что повлечет за собой закрытие редакций. Сейчас особенно необходим доступ населения к печатным СМИ, поэтому важно остановить эту неприятную тенденцию.

Елена Артюх, уполномоченный по защите прав предпринимателей в Свердловской области:

- На мой взгляд, большинство конфликтов в этой сфере обусловлено тем, что нет четкой единой системы регулирования. Недостаточно внимания уделено НТО в федеральном законе о торговле, что влечет неоднозначность нормативных решений на следующих уровнях. Второй аспект: субъекты РФ и муниципалитеты как собственники земли вправе принимать решения об уменьшении количества киосков, о придании им определенного внешнего вида, но эти шаги должны быть понятны, прозрачны, а главное - заранее озвучены добросовестному бизнесу.

Я пытаюсь взглянуть на ситуацию объективно, чтобы понять и ту и другую сторону, и прихожу к выводу, что бизнес должен быть более дальновидным. Ключевое - принятие муниципального акта о благоустройстве, где написано, что в определенных местах НТО располагаться не могут. При этом надо осознавать: стационарный магазин или аренда места в торговом центре - это совсем другой уровень вложений, не всякий ИП его потянет.

Все любят сравнивать все с Москвой, где киоски убрали с улиц города, при этом забывают, что столица построила огромное количество НТО за счет бюджета и проводит торги на право аренды. Выбор большой: по площади, специализации, цене. Не создав такой арендный фонд, сносить частные киоски было бы неверно. И, конечно, в спорах об НТО не стоит забывать о главном - интересах потребителя. Мне вот неудобно за бутылкой воды заходить в торговый центр и стоять в очереди, а кто-то привык покупать в киоске журналы и газеты. Решение нужно искать в плоскости дифференцированного подхода к сроку действия договоров, к правилам установки нестационарных торговых объектов для снижения издержек и бизнеса, и местных бюджетов. Хорошо бы, чтобы это сделали в Екатеринбурге и Свердловской области.