Что краткий список XIII премии The Art Newspaper Russia нам готовит

23 апреля XIII премия The Art Newspaper Russia объявит своих победителей. Премия вручается в номинациях "Музей года", "Выставка года", "Реставрация года", "Книга года" и "Личный вклад".

Среди финалистов, вошедших в шорт-лист в номинации "Музей года", - Владимиро-Суздальский музей-заповедник, Третьяковка в Самаре - Фабрика-кухня, центр "Зотов".

Самым сильным претендентом на премию выглядит, пожалуй, Владимиро-Суздальский музей-заповедник, который отметил тысячелетие Суздаля в 2024 году мощным проектом "Русский феникс. Суздальская земля" (сделанным вместе с Музеями Московского Кремля). Кроме этого хита, музей предложил зрителям новую археологическую экспозицию, рассказывающие о стоянке Сунгирь эпохи палеолита. Здесь же, во Владимире, можно увидеть возвращенную в музей спасенную многолетними трудами реставраторов Боголюбскую икону Божьей Матери XII века. Музей стал хранителем наследия и в Юрьеве-Польском: резной белокаменный Георгиевский собор летом передали в оперативное управление музею.

Впрочем, не менее сильны козыри и у другого финалиста - филиала Третьяковской галереи в Самаре, который открылся в мае 2024 года в бережно воссозданном памятнике конструктивизма - Фабрике-кухне завода им. А.А. Масленникова, построенном в 1932 году по проекту Екатерины Максимовой. Проект этот впечатлял не только функциональностью, но и оригинальностью образа здания в форме серпа и молота. Здание, спасенное благодаря усилиям местных историков, художников, краеведов, после пяти лет реставрации, предстало идеальным пространством музея. Кроме выставочных залов, тут расположились фондохранилище по последнему слову музейной науки, творческие мастерские, резиденции… Нашлось место и для интереснейшей экспозиции, посвященной истории здания и развитию советского общепита. Первая выставка "На вкус и цвет. Образы еды в русском искусстве" стала эффектным представлением искусства ХХ-ХХI веков из коллекции Третьяковской галереи в новом пространстве.

Центр "Зотов", можно сказать, московский брат самарской Фабрики-кухни. Он тоже вырос на базе памятника конструктивизма, тоже связанного с едой. Цилиндрическое здание хлебозавода после реставрации стало местом, где идут отличные выставки (например, "Любовь в авангарде. Михаил Матюшин и Елена Гуро"), спектакли, лекции, где можно посмотреть новые фильмы или просто зайти в книжный магазин… А в прошлом году Центр "Зотов" учредил грантовую программу для исследователей - главным образом, конструктивизма. В общем, "Зотов" успел стать живым местом. Со вполне позитивным вайбом…

В шорт-листе финалистов в номинации "Выставка года" - проекты Русского музея (выставка "Весть" в корпусе Бенуа), Эрмитажа ("Ars vivendi. Франс Снайдерс и фламандский натюрморта XVII века" в Николаевском зале") и Музея Москвы ("Москвичка. Женщины советской столицы 1920-х-1930-х годов"). Я бы голосовал за выставку "Москвичка. Женщины советской столицы 1920-х-1930-х годов". Хотя бы потому, что кураторы Ксения Гусева и Надя Плунгян предложили новый взгляд на историю советского модернизма, открыли для публики новые имена художниц и потрясающие архивные находки. Сложносочиненная, соединяющая камерность показа, лиричность интонации и масштабный охват темы, эта выставка стала признанием в любви к нашим бабушкам и прабабушкам, образование, труд которых стали основой не только самостоянья их самих, но и развития страны. Но, конечно, такие тяжеловесы, как выставка Снайдерса в Эрмитаже, соединившая красоту и жовиальность фламандского натюрморта, богатство подлинных вещей XVII века из коллекции Эрмитажа и эффекты почти театрального оформления, как и проект "Весть" (куратор Александр Боровский), ставший исследованием медиа и способов коммуникации от времен Кипренского, Айвазовского, Репина до наших дней, - серьезные соперники.

Одна из самых непредсказуемых номинаций - "Реставрация года". По совести говоря, любая добросовестная реставрация так сложна, трудоемка и затратна, что каждая доведенная до конца история заслуживает аплодисментов. В этом году в short list премии The Art Newspaper Russia вошло восстановление Зубовского флигеля Екатерининского дворца в музее-заповеднике "Царское село". Это были личные покои Екатерины, где интерьер проектировали Чарльз Камерон и Джакомо Кваренги. Восемь камерных залов на втором этаже флигеля, наконец, обрели свой прежний облик, утраченный после Отечественной войны 1941-1945 годов.

Другими финалистами стали реставраторы картины "Вавилонская башня" (1606-1620) в собрании Эрмитажа. Картина, считавшаяся произведением неизвестного художника, оказалась в числе "перемещенных ценностей", привезенных в Эрмитаж из Германии в 1946 году. Пока работу готовили к выставке "…и сделаем себе имя…", реставраторы укрепили грунт, красочный слой, тонировали утраты, утончили лак и поздние записи... А параллельно, разумеется, шло исследование произведения. В результате "неизвестный художник" оказался четырьмя (!) известными мастерами. Пейзаж писал Тобиас Верхахт, людей на переднем плане - Ян Брейгель Старший, фигуры справа - Хендрик де Клерк, а персонажей на дальнем плане - Абель Гриммер. Разделение труда в художественных мастерских и в средние века, и в эпоху Возрождения никто не отменял. Так что "Вавилонская башня" оказалась плодом успешного сотрудничества нескольких мэтров.

Третьим в шорт-лист вошел Успенский собор на Городке в Звенигороде. Памятник XIV века, который, считается, расписывали Андрей Рублев и Даниил Черный, был "улучшен" еще в XIX веке. ХХ век тоже "способствовал украшенью". Переданный РПЦ, собор был не в лучшем состоянии. Его реставрация началась 15 лет назад по инициативе общины храма. По словам его казначея Дмитрия Седова (он также замдиректора по науке Звенигородского музея-заповедника), реставрация все эти годы шла на пожертвования. В результате зданию вернули оригинальные конструкции и детали. И древнейший на московской земле Успенский собор на Городке стал одним из красивейших в Звенигороде, и не только. Проект реставрации сделан в Центральных научно-реставрационных проектных мастерских (ФГУП ЦНРПМ), научный руководитель реставрации Георгий Евдокимов. А работали в соборе реставраторы компаний "Аркада-СТ", "Реставраторъ", "Эфа+".

В номинации "Книга года" в финал вышли издание "Работать и жить. Архитектура конструктивизма. 1917-1937", подготовленная к одноименной выставке в Центре "Зотов", трехтомный каталог частной коллекции "Война и мир в русском фарфоре. Из собрания Е.Н.Батуриной", опубликованное Институтом искусствознания под научной редактурой Натальи Сиповской, и книга "Леонид Талочкин. "Завтра - см. Вчера. Дневники" - общий издательский проект Третьяковской галереи и Музея современного искусства "Гараж". Опубликованные дневники легендарного коллекционера неофициального искусства включают 27 тетрадей, которые он вел с 1963 по 1969 год. Подготовка их к печати и комментарий заняли семь лет.

В одной номинации - "Личный вклад" - победитель уже известен: Василий Бычков, основатель компании "Экспо-парк Выставочные проекты", организатор ярмарок в области культуры, стал и финалистом, и победителем. Помимо прочего, Василий Бычков - основатель и президент Международной конфедерации коллекционеров, антикваров и арт-дилеров. В 2025 году Василий Бычков будет куратором Международного фестиваля ландшафтных объектов "Архстояние" в Никола-Ленивце.