Роскомнадзору предложили блокировать поддельные СМИ в соцсетях

Последние новости в Telegram и от блогеров сегодня узнают 57% россиян. Об этом свидетельствуют результаты исследования агентства медиаисследований Mindscapes. Создание фейковых аккаунтов в соцсетях от имени СМИ наносит серьезный ущерб репутации медиа и несет серьезные риски для аудитории, отмечает заместитель главного редактора "Российской газеты", член общественного совета при Роскомнадзоре Елена Березина.
"В моменты неопределенности, такие как ковид, СВО, частичная мобилизация - аудитория в первую очередь обращается к верифицированным источникам, обладающим высоким кредитом доверия. И речь не о галочке от платформы. Доверие аудитории - это основа успеха любого СМИ, и его потеря может иметь катастрофические последствия. Мы не можем позволить себе терять доверие наших читателей и зрителей, ведь это наш главный капитал", - отмечает Березина.
Не меньшая проблема - взломы личных аккаунтов журналистов и сотрудников медиа с дальнейшим использованием их для распространения фейков, они приобрели массовый характер, говорит председатель комиссии ОП РФ по развитию информационного сообщества, СМИ и массовых коммуникаций, заместитель гендиректора - руководитель регионального департамента ВГТРК Рифат Сабитов.

"Они создают серьезную угрозу имиджу, реноме и профессиональной деятельности, а также представляют опасность для государства. В этом направлении работают специально обученные люди. Их след чаще всего ведет на территорию Украины", - полагает Сабитов.
Касаясь мер противодействия, Рифат Сабитов отметил, что недавно вступил в силу закон о деанонимизации каналов в социальных сетях. Как пояснил эксперт, этот нормативный акт способствует упорядочиванию деятельности соцсетей и позволяет устанавливать источники распространения информации.
По известным на сегодня данным, за пять месяцев действия закона в Роскомнадзор поступило более 214 тысяч заявлений, из которых зарегистрировано более 134 тысяч. При этом более 77 тысяч заявлений ведомство было вынуждено отклонить - поданные сведения оказывались некорректными или не был размещен присвоенный номер заявления, рассказал в ходе обсуждения первый замглавы комитета Госдумы по информполитике, глава РОЦИТ Антон Горелкин.

"Второй важный фактор, который может повлиять на наполняемость соответствующего перечня, зависит уже от платформ. На данный момент не все из них ввели нативную маркировку зарегистрированных каналов. Это сделали ВК, ОК, Rutube - но в самой популярной в РФ соцсети Telegram маркировки еще не появилось. Хотя вроде как механизм сторонней верификации там уже существует, но для выполнения целей закона пока не применяется", - подчеркнул он.
Директор департамента развития коммуникаций и международного сотрудничества Минцифры России Екатерина Ларина рассказала о работе министерства по противодействию цифровым угрозам.

"В рамках национальной программы "Цифровая экономика" Минцифры совместно с НИИ "Интеграл" запустили платформу по мониторингу фишинговых ресурсов и утечек персональных данных. В 2023 году было выявлено больше 214 тысяч таких ресурсов, в 2024 - более 314 тысяч, и большая часть из них была заблокирована. К платформе сейчас подключены Генпрокуратура, Банк России, Национальный центр по противодействию компьютерным атакам, МВД, Минфин и Минкультуры. Это дает возможность оперативно выявлять подобные ресурсы и отрабатывать их в быстром внесудебном или досудебном порядке",- заявила Ларина.
Ларина добавила, что что важная часть любой работы по противодействию фейкам - повышение медиаграмотности. "Это работа для всех нас - гражданского общества, средств массовой информации, причем не только зарегистрированных СМИ, но и добросовестного блогерского сообщества", - уверена она.
В свою очередь член ОП РФ, писатель, начальник отдела производства радиоконтента ФГУП "Международное информационное агентство "Россия сегодня" Армен Гаспарян заявил, что Россия сегодня находится в исключительной ситуации - такого информационного давления на отдельно взятую страну никогда не существовало, поэтому любые законодательные нормы должны учитывать этот контекст.
"Законопослушные журналисты и блогеры руководствуются законодательством РФ, но наши противники не станут этим заниматься. И через бесконечно создаваемый фейковый ресурс они будут стараться вбрасывать все более лживую информацию", - говорит Гаспарян. Ситуация осложняется тем, что по словам ведущего канала Соловьев LIVE Ивана Каменева, значительная часть аудитории не способна распознавать признаки информационной войны.
"Люди не знакомы с такими понятиями, как когнитивные войны, информационная гигиена и безопасность. Кроме того, соцсети и мессенджеры, изначальной задачей которых была коммуникация, сегодня используются абсолютно не по прямому назначению. Кто-то продает там услуги, продукты, реализует свои интересы", - отметил он.
Государственные СМИ, "РГ" в том числе, часто сталкиваются с тем, что другие сайты, зачастую иностранные, копируют их стиль и контент, чтобы затем обманывать аудиторию, вбрасывая фейки, говорит Елена Березина. По ее словам, верификация официальных аккаунтов СМИ в соцсетях помогает аудитории отличать настоящие источники от фейковых. "Однако, к сожалению, верификация сама по себе недостаточна для полной защиты СМИ", - добавляет она.
Мысль Березиной развил генеральный директор News Media Holding Максим Иксанов. Он убежден, что фальшивые аккаунты СМИ превратились в системную угрозу из-за отсутствия базовой верификации источников - нейросети создают дипфейки, паблики искажают новости, а у пользователей нет опыта и инструментов для проверки информации. "У канала может быть большая аудитория, но не быть редакции. А внутренняя редакция обеспечивает совсем другой уровень фильтрации фейков", - заявил Иксанов. Глава холдинга отметил, что со стороны канал может выглядеть прилично и первоначально вызывать доверие, но нет никакой гарантии, что через два месяца существования без отсутствия внешнего регулирования он не начнет публиковать фальшивые новости.
По этой причине нужны более жесткие регуляторные меры, полагает Елена Березина. "Необходимо наделить Роскомнадзор полномочиями по внесудебному ограничению доступа к фейковым сайтам и каналам СМИ в соцсетях, вводящим аудиторию в заблуждение, по обращению зарегистрированных СМИ", - сообщила она.
При этом, говорит руководитель проекта "Технологии" "Российской газеты", эксперт РОЦИТ, автор Telegram-канала "Токсичная цифра" Олег Капранов, внимание нужно уделять не только каналам с большой аудиторией, но и каналам нишевым, которые зачастую оказываются крайне влиятельны в своей сфере или в своем регионе.
С этим согласен член ОП РФ, руководитель отдела производства радиоконтента "ФГУП "Россия Сегодня" Армен Гаспарян. По его мнению, необходимо создать "некий предсписок", куда могли бы включаться более нишевые каналы в том числе с аудиторией от 3-4 тысяч человек.
Однако новая жесткая планка не станет оптимальным решением, так как не решит существующую проблему так называемых аудиторных качелей, полагают в Минцифры. "Сегодня законодательство написано так, что в реестре не может присутствовать канал с аудиторией менее 10 тысяч человек. Поэтому, есть случаи из практики, когда канал с аудиторией менее 10 тысяч начинает рекламную кампанию, преодолевает эту планку, у него возникают обязательства и на него налагаются ограничения, в частности он не может размещать рекламу без регистрации и его не могут репостить. Канал подает заявку в Роскомнадзор. В это время кампания заканчивается, начинается отток аудитории. И есть кейсы, когда к моменту рассмотрения заявки, аудитория снова опускается и в результате канал получает отказ. И вот здесь кажется правильной некоторая корректировка законодательства", - рассказала Екатерина Ларина.
Эксперты полагают, что необходимо проработать возможность добровольной регистрации по достижении каналом отсечки в 3-5 тысяч подписчиков, с сохранением обязательной на нынешнем уровне. Это позволит сократить число отказов при регистрации из-за колебаний числа подписчиков, а нишевые каналы смогли бы зарегистрироваться в добровольном режиме, по достижении некой планки стабильной аудитории.
В целом же, отмечает Капранов, необходимы более эффективные механизмы подтверждения личности владельцев каналов и учетных записей. "Сегодня проделана огромная работа по регистрации ключевых каналов в реестре Роскомнадзора через привязку к Госуслугам. Но мы видим, как набирает оборот рынок аренды учетных записей в мессенджерах, на различных платформах, в соцсетях. Все это потребует более жесткой идентификации владельцев учетных записей, в том числе и с подтверждением личности при помощи биометрии в режиме реального времени в ходе использования тех или иных сервисов", - подытожил он.