Театр Елены Камбуровой спел эпоху Шостаковича

Парадоксально, но чем масштабней личность, тем меньше нужно длинных объяснений, чем крупнее эпоха - тем проще обойтись без пафоса и лишних слов. Великое не требует, чтобы его пытались специально раздувать.
Максим Васюнов

По крайней мере, именно с такими мыслями я вышел из столичного Театра Камбуровой после полуторачасового спектакля "Петербург-Петроград-Ленинград". Поставил его чуткий к слову режиссер Иван Поповски. Но в спектакле слов как раз почти что нет - то есть привычных действующих лиц с их диалогами и монологами.

И в то же время есть мотор, есть мускулы сюжета - необъяснимо как, но двигатель всего здесь только музыка - великая! - и символы эпохи. ХХ век, изящно вылепленный в сценографии и пластике артистов. Да, изредка - навзрыд - звучат стихи, они ложатся как влитые на партитуры главного героя. Но на сцене самого героя тоже нет. Как будто. Только профиль вдруг появится под занавес, и все. Как так?

Фото: Максим Васюнов

Вот первая подсказка. Спектакль "навеян Шостаковичем и Временем".

Зрителей приглашают в большой зал не с традиционного входа, а сразу же уводят по задворкам, через закулисье, в узкое продолговатое пространство, где еле помещаются три ряда кресел. Здесь их поджидает маленький оркестрик - каждый инструмент подсвечен, а вокруг тьма непроглядная. Зачем?

Для авторов спектакля Шостакович - "наш герой", который разделил со своим городом, знакомым до слез, все уготовленное веком-волкодавом

Во-первых, это сразу выбивает из московской суеты всех зрителей, уверенных, что им заранее известно все. А во-вторых, так сразу обозначили нам правила игры: "Есть только музыка одна". А дальше...

Вдруг - именно что вдруг - свет над условной сценой вспыхивает, мы уже на набережной какого-то из каменных каналов на Неве. Особняки, дворцы во всю ширь, гранит, чугунные заборы. Есть даже река - она теперь отделяет актеров от зрителей. По этим тесным и красивым декорациям сквозняк времен несет подряд эпоху за эпохой: Петербург-Петроград-Ленинград.

Актрис здесь четыре - как букв в названии канувшего в Лету государства. Они примерят на себя одежды всех эпох - от революционных кожанок и красных платков до мундиров надсмотрщиц и черных вдовьих платков... Одной из актрис, Елене Веремеенко, принадлежит идея этого спектакля - чтобы вихрем пронеслись события столетия, в котором рос, как многие, симпатичный очкарик-мальчишка, а вырос почему-то настоящий гений.

Веремеенко - выпускница Московской консерватории. Все четыре актрисы прекрасно поют. Их вокализами сопровождаются шедевры Шостаковича - и Седьмая "Ленинградская" симфония, и осужденный борцами с "формализмом" в музыке Струнный квартет № 8. Основная тема квартета - ноты D. Es. С. Н., то есть его инициалы.

Фото: Предоставлено театром Камбуровой

Голос самой Елены Камбуровой звучит однажды - напоминая о мандельштамовском "Ленинграде" под музыку Владимира Дашкевича, близкую, по мнению создателей спектакля, Шостаковичу. За этим, разумеется, идут напоминания о том, как оперу "Леди Макбет Мценского уезда" официозная газета "Правда" назвала после премьеры "Сумбуром вместо музыки".

Музыкальный руководитель спектакля Театра Камбуровой Олег Синкин рассказывал еще до премьеры о трудной юности и жутких обстоятельствах 1937 года, в которых композитор выжил вопреки всему. Для авторов спектакля Шостакович - "наш герой", который разделил со своим городом, знакомым до слез, все уготовленное веком-волкодавом.

Объясняется ли гениальность только черно-белой краской и мотивом противостояния всему, что окружало, вдохновляло композитора? Если бы гениев можно было разгадать так просто... Мимо зрителей проплыли Нос из гоголевской повести, Медный всадник, цилиндры, шинели, примусы... Герои, символы, приметы Золотого века, а за ними по волнам стремянки, кисти и плакаты - арсенал строителей другой страны. И Шостакович тоже был ее строителем - и не жалел об этом.

Фото: Предоставлено театром Камбуровой

Проплывает лед блокадных будней, проплывает и хрущевская туфля - одной детали хватит. Будто кадры киноленты, будто ноты из партитуры судьбы. Корабль с алыми парусами под разводным мостом - художники сотворили чудо в этой теснотище. Корабль проплыл под песню Шостаковича на стихи Евгения Долматовского. "Родина слышит" - помните?

"Родина слышит, Родина знает, / Как нелегко ее сын побеждает. / Но не сдается, правый и смелый…"

Все-таки очень важный получился спектакль. Без слов понятный.

Все-таки очень нужный для нас - в любые времена - композитор Шостакович.