Юристы: Поправки в закон "О такси" о локализации противоречат действующему законодательству

Поправки в закон "О такси" могут привести к монополизации рынка, считают юристы
Юристы оценили сегодня текущую версию поправок в закон "О такси". По их мнению, требования о локализации этого транспорта нарушают целый ряд действующих российских законов и на этом основании поправки могут быть оспорены вскоре после принятия. К такому выводу пришли участники онлайн-конференции "Юридические противоречия законопроекта о локализации такси. Такая ли помощь нужна российскому автопрому?". По итогам обсуждения было принято решение направить в ФАС запрос о соответствии данного законопроекта целям и задачам антимонопольного законодательства в РФ.
Александр Корольков

Мероприятие, организованное Союзом пользователей цифровых платформ "Цифровой мир", прошло сегодня. В нем приняли участие депутаты Госдумы, известные юристы, представители таксопарков и отраслевых общественных организаций.

Такие поправки в закон "О такси" приняты в 1-м чтении в 2024 году, они предусматривают использование в такси только автомобилей отечественного производства. Сейчас документ готовят ко 2-му чтению. Если его примут, законопроект вступит в силу уже осенью этого года.

С юридической точки зрения данный законопроект нарушает российское законодательство о недобросовестной конкуренции. А именно - закон "О защите конкуренции", запрещающий создание дискриминационных условий для отдельных участников рынка.

"Введение требований о локализации может повлечь монополизацию, а значит, это чревато ростом цен как на машины, так и на услуги. Соответственно, возникнет проблема у таксопарков. Появится рынок "теневого такси", а значит, безопасность пассажиров под вопросом, как с точки зрения технической составляющей, так и по возможности совершения незаконных действий в отношении граждан, их имущества. И, если "заставить" покупать отечественные машины, то у производителя не будет стимула развивать технологии в этой области, поскольку у них все равно купят", - поясняет доцент кафедры уголовного права МГЮА Анастасия Рагулина.

По мнению юридического сообщества, законопроект о локализации сразу после вступления в силу может стать объектом рассмотрения Конституционного суда. После рассмотрения жалобы на несоответствие законодательству КС может вынести представление депутатам Госдумы и требование изменить противоречащие нормы. Такие прецеденты уже возникали.

"АвтоВАЗ и "Москвич" находятся в государственной собственности, а меры их государственной поддержки предлагается реализовать за счет частного бизнеса. Это нарушает конституционное равенство всех форм собственности и представляет собой субсидирование государственных компаний частными компаниями и гражданами", - уточняет вице-президент Союза адвокатов России Вячеслав Плахотнюк.

Он считает возможным для поддержки автопрома мобилизовывать ресурсы государственного сектора экономики - например, запретить государственным организациям, корпорациям и обществам с государственным участием приобретать и эксплуатировать автомобили, не произведенные в России. Эксперт напомнил, что ранее уже была реализована одна из мер поддержки российских автопроизводителей - "утилизационный сбор", но это рыночное преимущество не помогло им совершить какого-то технологического и качественного прорыва.

Напомним, что по базовому варианту законопроекта о локализации разрешение на работу в такси будут выдавать автомобилям, которые наберут определенную сумму баллов за выполнение технологических операций при производстве в России. Предполагается, что она будет равна 3200 баллам. Сейчас под эти требования подходят только четыре модели АвтоВАЗа: Lada Vesta, Granta, Largus и Aura. Как стало известно в последнее время, в список разрешенных могут также попасть машины, произведенные в рамках специальных инвестиционных контрактов, заключенных с государством (СПИК): "Москвич" и модели EvoluteVoyah "Моторинвеста".

"Статья 19 закона "О защите конкуренции" дает исчерпывающий перечень предоставления государственных преференций и затоваривание складов автопроизводителей или обязательства Минпромторга перед инвесторами, автозаводы по СПИКам не входят в него. Более того, представляется сомнительной сама возможность государства предписывать бизнесу покупать только произведенные на своей территории средства производства, так можно докатиться до запрета ресторанам, прачечным, строителям и всему бизнесу вообще приобретать технику и оборудование иностранного производства. Если бы это происходило в рамках госконтракта или государство предлагало бы предприятию добровольно воспользоваться субсидией, то логика в этом бы была, а прямое принуждение, описанное в этом законопроекте - за пределами здравого смысла и юридической логики", - говорит председатель "Цифрового мира" Валерий Корнеев.

По мнению юристов, законопроект о локализации ограничивает возможность потребителей на получение услуги надлежащего качества. Услуги пассажирских перевозок в такси, предлагаемые потребителям, различаются, в том числе и по уровню комфорта. В России отсутствуют производители транспортных средств повышенной комфортности: "комфорт +", "бизнес", "премиум", "семейный". Надежность, комфорт и безопасность автотранспорта отечественного производства тоже давно стала легендой.

"Последствием принятия данного законопроекта может стать дальнейшее увеличение бюджетных вливаний в АвтоВАЗ, повышение ввозных поборов и фиксация автомобиля как предмета роскоши, падение уровня жизни граждан РФ. Считаю, что Счетная палата должна тщательно проверить экономическую деятельность производителя и обоснованность существующей ценовой политики. Иначе не получится изменить вектор в развитии отечественного автопрома", - поясняет председатель правления фонда правовой поддержки "Вы вправе!" Алексей Молчанов.

Еще одно базовое противоречие законопроекта - несоответствие положениям статьи 421 Гражданского Кодекса РФ, говорящим о том, что граждане и организации свободны в заключении договора и определении его условий. Никто не может быть принужден к заключению договора.

Примечательно, что в своем заключении на законопроект правительство поддержало его принятие "при условии доработки". При этом отмечено, что документ "требуется привести в соответствие с актами более высокой юридической силы, в частности, договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г.". Также на круглом столе было отмечено, что законопроект нарушает положения договора стран СНГ "О проведении согласованной антимонопольной политики".

"Из пояснительной записки не вытекает, что законопроект направлен на защиту интересов большинства граждан, в том числе пользователей такси. Также в ней есть указание на отсутствие обратной силы закона на уже используемые автомобили. Однако, в законопроекте ничего об этом не сказано. Спорных моментов в документе достаточно", - уточняет юрист Ассоциации содействия развитию таксомоторной отрасли Сергей Мешков.

Присутствовавший на обсуждении 1-й заместитель председателя комитета Госдумы РФ по контролю Дмитрий Гусев призвал экспертов смотреть на вопрос шире - с государственной точки зрения.

"Проблема локализации в такси важная и ответственная тема. Согласитесь, что, если российское такси будет использовать специализированные машины - просторные и удобные, со встроенными сидениями - и машины эти будут отечественного производства, кто ж будет против? Но добиться этой цели возможно только с помощью общегосударственной политики, а не локализации отдельной отрасли. Делать ставку на свое, отечественное, нужно во всех отраслях", - резюмировал Дмитрий Гусев.