В Екатеринбурге Хозяйка Медной горы обучает пассажиров метро финансовой грамотности

Фразу "Осторожно, двери закрываются. Следующая станция - финансовая дисциплина" хочется сказать, когда попадаешь в особый вагон екатеринбургской подземки, где советы о деньгах раздают героини сказов Бажова.
Разным поколениям уральцев персонажи Павла Бажова советуют свое.
Разным поколениям уральцев персонажи Павла Бажова советуют свое. / Татьяна Андреева

Внутри все стены обклеены постерами: на желтом фоне размещена информация для детей и молодежи, на голубом - для взрослых работающих людей, на сиреневом - для пенсионеров. Персонажи прорисованы в современной стилистике, но любой уралец без труда узнает Хозяйку Медной горы в образе озорной девчушки в кедах или бабушки в очках. Вместе с Ящеркой они обыгрывают разные ситуации: например, чтобы накопить в 10 лет на велосипед за счет карманных денег, нужно научиться вести личный бюджет. У повзрослевшей героини цели уже подороже: покупка квартиры в кредит, отпуск, курсы 3D-проектирования - как грамотно распределить доходы, чтобы хватило на все? В "серебряном" же возрасте важнее всего, наверное, спасти свои сбережения от мошенников.

К разработке дизайна явно приложили руку психологи: никаких длинных текстов, заумных терминов. Советы короткие и реальные: "В жизни случаются проблемы со здоровьем или потеря работы, заведи подушку безопасности, она должна равняться твоим расходам за 3-6 месяцев".

Внутри все стены обклеены постерами: на желтом фоне размещена информация для детей и молодежи, на голубом - для взрослых работающих людей, на сиреневом - для пенсионеров

Кроме того, пассажирам рассказывают о самозапрете на выдачу кредитов, программе долгосрочных сбережений, страховании имущества и здоровья. Конечно, все темы в одном вагоне не охватить, да и метро в Екатеринбурге коротковато, всего 9 станций, но сканировать QR-код можно успеть за 1-2 остановки и изучить то, что заинтересовало, попозже. "С детства нас учат элементарным правилам гигиены: мыть руки, чистить зубы. Финансовая гигиена тоже должна стать полезной привычкой. Вместе с мэрией Екатеринбурга мы выбрали этот вид общественного транспорта, потому что он очень востребован, ежедневно им пользуются около 5000 человек", - говорит начальник Уральского главного управления Банка России Марина Мясникова.

Первой оценила "наглядную агитацию" Виктория Мазитова. Она приехала из города-спутника, Верхней Пышмы, добирается до центра. "Утром и вечером большой поток людей, идея хорошая. Если информация ярко оформлена, на нее обычно падает глаз", - рассуждает девушка.

По мере заполнения поезда постеры уже не так легко разглядеть за спинами. Большинство пассажиров-одиночек сразу утыкаются в телефоны, а вот семьи и компании с большей охотой смотрят по сторонам. Также днем много студентов, молодежь узнает Малахитницу и шутит, что им сейчас прочитают финансовую сказку. Прокатиться в необычном финансовом вагоне и проверить свои знания или сыграть в финансовую игру можно будет до конца апреля.

Кстати

Это уже не первая попытка ЦБ спуститься в подземку. Зачинателем стал Нижний Новгород, проекты реализовали в метро и на Детской железной дороге. "Очень важно развивать такие проекты. Сейчас нижегородцы рассматривают возможность их перезапуска и обновления контента. А в Татарстане по инициативе наших коллег появились даже самолеты финансовой грамотности: 9 бортов на внутренних и заграничных рейсах", - рассказали "РГ" в Волго-Вятском ГУ Банка России.