Автоперевозчикам пообещали дополнительные меры поддержки

Рынок автотранспортных грузоперевозок в этом году столкнулся с целым рядом негативных факторов. Из-за снижения тарифов на перевозки, повышения лизинговых платежей и утильсбора деятельность многих компаний оказалась на грани рентабельности. В Минтрансе сообщили, что знакомы с проблемами отрасли и сейчас прорабатывают дополнительные меры поддержки. Глобально же решить вопрос может принятие закона о допуске к перевозкам через систему "ГосЛог", которая может заработать в сентябре.
iStock

В прошлом году 84% всех грузов были перевезены автомобильным транспортом. Сейчас на рынке автотранспортных услуг уровень конкуренции очень высок, так как спрос на перевозки гораздо меньше предложения. Индикатор аналитиков ATrucks, отражающий баланс между заказами и свободным транспортом на рынке, упал на 24% год к году и к 31 марта достиг минус 14. А средний уровень тарифов на рынке снизился на 13,3%, до 74,1 рубля за км, по состоянию на 31 марта, согласно данным аналитиков ATI.su. "По итогам первого квартала себестоимость грузоперевозок выросла на 12%. За год лизинговые платежи увеличились на 60%, утильсбор - почти на 80%, ремонтные затраты - на 20%, уровень зарплат водителей - на 49%", - рассказал "РГ" президент Ассоциации автомобильных грузоперевозчиков и экспедиторов "АвтоГрузЭкс" Вадим Филатов. Ситуацию усугубляет высокая доля недобросовестных перевозчиков - их более 60%. Они демпингуют за счет оптимизации налогов и сборов, снижая тарифы на 20% по сравнению со среднерыночным уровнем.

Вопрос стабилизации ситуации на рынке грузоперевозок находится на контроле Минтранса, сообщили в ведомстве. Контроль заключается в мониторинге состояния отрасли во взаимодействии с профильными ассоциациями и проработке возможных мер поддержки. В министерстве напомнили, что уже сейчас перевозчики могут воспользоваться механизмом отсрочки или рассрочки уплаты обязательных налоговых платежей. Для противодействия санкциям правительство ввело механизм, предполагающий перегрузку грузов или перецепку полуприцепов на транспортные средства российских перевозчиков, расширена и номенклатура внешнеторговой продукции, подпадающей под этот механизм. В ведомстве также считают существенной поддержкой отрасли возможность приобретения отечественной техники по госпрограмме с предоставлением скидки по уплате авансового платежа по договорам лизинга, а также пониженную ставку утильсбора при ввозе тягачей экологического класса 5, 6 в случае их использования в международных перевозках.

"В настоящее время наблюдается запрос со стороны бизнеса в отношении регулирования допуска перевозчиков на рынок в связи с недобросовестной конкуренцией со стороны части участников рынка, необходимости создания равных условий хозяйствования, сокращения "серых" перевозчиков. Проект соответствующего федерального закона уже принят Государственной Думой в первом чтении, ведется его подготовка ко второму чтению", - добавили в Минтрансе.

В прошлом году 84 процента всех грузов было перевезено автомобильным транспортом

Проект отдельного закона о порядке допуска к осуществлению перевозок грузов автомобильным транспортом разработали депутаты Евгений Москвичев и Виталий Ефимов. В Госдуму его внесли еще в июне прошлого года. Он подразумевает регистрацию добросовестных перевозчиков в электронном реестре на платформе "ГосЛог", который позволит им осуществлять коммерческую доставку грузов. Правительство законопроект поддержало с учетом доработки. В одном из замечаний указано, что дату его вступления в силу целесообразно установить не ранее 1 сентября 2025 года, после введения в эксплуатацию "ГосЛог". По мнению Филатова, создание единого реестра перевозчиков действительно может повысить прозрачность отрасли в долгосрочной перспективе. "Минтранс в диалоге с бизнес-сообществом, и в том числе ассоциацией "АвтоГрузЭкс", непрерывно обсуждает возможные доработки к законопроекту", - отметил он.

В Минтрансе также сообщили, что по итогам встреч с автоперевозчиками выработан ряд нефинансовых мер, направленных на стабилизацию состояния отрасли, кроме того, в адрес профильных федеральных органов направлены предложения о проработке дополнительной поддержки. Так, например, с Минфином обсуждают увеличения суточных для водителей. Для международных рейсов такое увеличение уже произошло: с 2500 до 3500 рублей.

Ассоциация "АвтоГрузЭкс" еще в феврале обратилась к премьер-министру Михаилу Мишустину с открытым письмом, предложив свои варианты возможной помощи в период спада, чтобы не допустить банкротства многих компаний, которое может привести к еще большему росту тарифов. "В своем обращении мы предлагаем отсрочку платежей по взносам во внебюджетные фонды, субсидии на сохранение занятости и оплаты труда, которые важно ввести в ближайшее время", - рассказал Филатов. Кроме того, для повышения инвестиционной привлекательности отрасли можно было бы предусмотреть льготные кредиты, гранты на разработку и внедрение программного обеспечения в логистике, которые помогут оздоровить экономику логистического сектора в долгосрочной перспективе, считают перевозчики. "Профильные государственные органы вовлечены в проблемы отрасли грузоперевозок и действительно выражают свою готовность помочь", - отметил глава ассоциации.