В СПЧ ищут, как обуздать влияние ИИ на образование

По данным НИУ ВШЭ, до 30% курсовых работ в вузах и до 40% рефератов вместо студентов делают чат-боты. Среди школьников Россия занимает третье место в мире по близорукости и входит в десятку стран - лидеров по числу роста сколиоза среди детей. Наконец, установлены факты детской зависимости от гаджетов среди детей от четырех лет. Такова лишь часть угроз искусственного интеллекта (ИИ).
Член Совета по правам человека (СПЧ) при президенте РФ, ректор НИУ ВШЭ Никита Анисимов.
Член Совета по правам человека (СПЧ) при президенте РФ, ректор НИУ ВШЭ Никита Анисимов. / Егор Алеев/фотохост-агентство ТАСС

- Пришло время системного ответа на эти вызовы ИИ, - считает член Совета по правам человека (СПЧ) при президенте РФ, ректор НИУ ВШЭ Никита Анисимов. - Мы просим студентов четко проводить дефиниции: эта часть работы ими сделана при помощи ИИ, эта - лично. У нас есть инструмент "Поймай бота". И за обман мы отчисляем, но не все вузы могут себе позволить такую систему контроля, а нужда в ней растет.

Как считает другой член СПЧ Игорь Ашманов, критически важно не только то, что учащиеся не получают знаний, но и то, как обучают технологии, какие учебники загружает Сеть и какие знания она передает. Как пример Ашманов привел истории о том, что, когда он исправлял поисковик "Рамблера", он оказался наполнен ультралиберальной повесткой, включая ценности ЛГБТ (*движение запрещено в РФ), а самыми популярными его запросами были порносайты и поиск курсовых работ.

- Поскольку идет борьба за доступ к технологиям и возможности строительства суперкомпьютера, а мы отстаем, - говорит Ашманов, - надо не фрагментировать систему образования, а сохранять и развивать ее единую культурную базу знаний, а это единые учебники.

Как считает Ашманов, для этого нужно ввести регулирование, получать сертификат на внедрение ИИ и тестировать новые технологии и учебники. "Это есть минимальные правила дорожного движения для ИИ", - заключил эксперт.