Порвут на запчасти. С Нового года количество угонов выросло более чем в полтора раза, отмечают некоторые страховщики

Согласно данным "АльфаСтрахование" в России число заявляемых по каско угонов в первом квартале 2025 года выросло в 1,6 раза в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. В топе корейские марки, при этом растет доля китайских автобрендов.
В лидеры самых угоняемых за этот период вошли марки Hyundai, Kia и Lada. При этом аналитики страховой компании отмечают появление в списке китайских брендов в связи с ростом доли таких автомобилей на российском рынке. В прошлом году в числе угнанных был всего один "китаец". В этом - автомобили Geely, Haval, Great Wall и других популярных марок.
В лидерах по регионам угона по-прежнему Москва и Санкт-Петербург, а также Екатеринбург. К ним добавились Липецкая, Курская и Брянская области.
"С ростом спроса на китайские машины и увеличением их продаж закономерно выросли и угоны в этом сегменте авторынка. Но пока это единичные случаи, и автомобили европейских, корейских и японских марок угоняются чаще. Самое оптимальное решение для любого автомобиля - наличие каско с покрытием риска угона, так как даже самые современные системы безопасности можно взломать", - говорит Александр Харагезов, директор департамента страховых выплат компании.
Аналитики Страхового дома ВСК зафиксировали в первом квартале 2025 года рост угонов на 70% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Изменилась и география преступлений - если в прошлом году основная доля угонов фиксировалась в столице и на Северном Кавказе, в 2025 году лидером рейтинга стал Дальний Восток. А наиболее угоняемым типом транспорта стали грузовые авто - 54% страховых случаев.
По итогам первого квартала 2025 года лидером по числу угонов, потеснив в рейтинге Дагестан и Москву, стала Амурская область. Так, в регионе произошло 89% инцидентов, еще около 3% - в Ярославской, Ульяновской области и Санкт-Петербурге (в каждом из регионов).
Самыми угоняемыми авто в третьем квартале стали грузовики Shacman (46%) и российские внедорожники UAZ (8%). Также в перечне востребованных у преступников авто - китайские Chery и Haval, а еще Lada; грузовики КамАЗ и МАЗ (по 4%). В целом, в 2025 году в 54% случаев преступники угоняли грузовой транспорт.
Традиционно чаще всего жертвами преступников становятся юридические лица (парки такси и каршеринга) - 93% происшествий. Для сравнения, по итогам 2024 года данный показатель составлял 77%.
Самая высокая доля угонов в первом квартале 2025 года была зафиксирована в феврале (79%).
Впрочем, очень многое зависит от портфеля страховщика. Один страхует самые угоняемые марки и модели, другой пользуется ширпотребом, который у угонщиков интереса не вызывает.
Другие страховые компании не заметили резкого всплеска угонов. Так, по словам старшего управляющего продуктом по автострахованию департамента розничного страхования РЕСО-Гарантия Павла Яковлева, ни роста числа угонов, ни изменения в географии преступлений замечено не было.
"Статистика держится на уровне прошлого года. Вероятно, большинство машин в России, в основном, китайских, пока не представляют интереса для угонщиков, - говорит Павел Яковлев. - Еще одна из возможных причин: спроса на б/у запчасти нет, а перепродавать целое авто с перебитым идентификационным номером (VIN) некому - с этим больше проблем. Раньше крали машины премиум-сегмента и продавали за рубеж, а сейчас это невозможно из-за закрытых границ".
Начальник управления выплат по автострахованию "Россгострах" Людмила Юсова отмечает, что в компании не зафиксировано роста количества угонов в первом квартале. Показатели сопоставимы с прошлогодними. Правда, если в первом квартале прошлого года самыми популярными у угонщиков были автомобили марки Hyundai, то в этом - Kia.
По числу угонов из регионов в лидерах этого рейтинга не первый год уже Москва и Московская область.
Сказать, что грузовые авто стали угонять чаще, тоже нельзя, но среди похищенных есть и автомобиль китайской марки Shacman.
В то же время директор по защите активов Российского союза автостраховщиков Сергей Ефремов утверждает, что роста угонов не отмечается никакого. Ни по данным страховых компаний, ни по информации МВД. И тут нечему удивляться. Под заказ ничего не идет. Дорогих новых машин на рынке практически нет. Под заказ берут корейские Santafe или Sorento. И то - редкость. Но по итогам 2024 года увеличилось количество угоняемых китайских машин, раньше в фаворе были отечественные авто.
Сейчас, как правило, все угоняемые машины уходят под разбор. Запчастей на рынке не хватает тем более по адекватным ценам. А на заказ уже никто не работает. Не выгодно.
Но картина пока связана только отдельными показателями страховых компаний. А их показатели отличаются в зависимости от страхового портфеля: сколько и каких машин у них застраховано.
Кроме того надо соотносить не проценты, а числа. Всего по прошлому году было угнано 360 застрахованных машин. Незастрахованных - 1,5 тысячи. То есть, если у одной компании угнали в прошлом году 10 машин одной марки и модели, а в этом 17 таки же авто, то рост составит 70 процентов. Но это проблема этой компании, а не всего рынка в целом.