Я здесь буду: интерес туристов к Арктике растет быстрее новых отелей и судов

Туристический интерес к Арктической зоне РФ растет быстрее, чем гостевая инфраструктура. Этот разрыв мешает привлекать в высокие широты новых путешественников из России и зарубежных стран. Как подстегнуть не поспевающие за взлетевшим спросом возможности регионов? Тему подняли во время Международного арктического форума, прошедшего в Мурманске: дискуссия прошла во время сессии "Восхитительный Север: перспективы туризма за Полярным кругом".

- Сейчас очевиден тренд, что туристы как из России, так и из других стран ищут новых впечатлений, и Арктика может как раз такие новые впечатления дать. Мы видим стабильный рост интереса к туризму на этой территории - от восьми до девяти процентов ежегодно, - отметил зам. министра экономического развития РФ Дмитрий Вахруков.

На форуме назвали лидеров 2024 года по арктическим турпоездкам: в топе - Красноярский край, Ханты-Мансийский автономный округ, Карелия и Мурманская область, где показатель роста взлетел почти на 20 процентов. А всего, по официальным данным, АЗРФ посетили в прошлом году три миллиона туристов.

При этом фактический турпоток в северные регионы может превышать официальные данные - об этом заявила представитель госкорпорации развития ВЭБ.РФ Ксения Титова: "У нас была проведена оценка не только на основании официальной статистики, но и насчет тех туристов, которые путешествуют и размещаются в неофициальном рынке - в квартирах, домах и так далее. По нашей оценке, всего на наших арктических территориях туристический поток уже сегодня составляет четыре-пять миллионов с перспективой до семи с половиной миллионов к 2030 году", - рассказала Ксения Титова.

У бизнеса свои подсчеты: по словам предпринимателей, динамика бронирования частного сектора (посуточных объектов) в Архангельской области выросла почти в пять раз, а в Мурманской области, Карелии и Коми - более чем в три раза. В целом же динамика предложений такого жилья в Арктике дала плюс в 22 процента.

"Своими сервисами мы помогаем перекрыть историю того, что отелей не хватает, а строить их долго", - рассказал на форуме делегат одной из крупных российских компаний в сфере аренды недвижимости.

Компания выяснила, что 82 процента потенциальных путешественников ориентируются на безопасность - это значит, что "палатки в чистом поле" современных туристов явно не устраивают, они стремятся к высокому сервису. Акцент на комфорт сегодня ставят все туроператоры - он явно в дефиците. Причем белые пятна в организации гостевого бизнеса на Севере примерно одинаковы.

Хотя бизнесу уже есть на кого равняться - успешные практики появились в каждом регионе АЗРФ.

- Что общего у деревни Ыб в Коми и парка "Рускеала" в Карелии? - привела пример глава ассоциации. - Они начинались с частных инициатив, над которыми подтрунивали, посмеивались и говорили: "Ну-ну, мы на вас посмотрим". И в том и в другом случае прошло несколько лет, пошли инвестиции, вложения. А сейчас и "Рускеала", и Ыб - это хиты. Понятно, что они несопоставимы: и потоки разные, и транспортная доступность. Я к тому, что частная инициатива в арктических регионах выстреливает и дает отдачу.

Тем не менее в северных регионах инвесторы нередко сталкиваются с непониманием, а также избыточной административной нагрузкой. Строительство инфраструктуры тормозят и сегодняшние сложности с кредитованием. "Что нам мешает улететь в космос в области туризма арктического? Приемлемая стоимость заемного капитала - это основная проблема. Если ее решить, мы будем развиваться", - заявили представители бизнеса.

Это относится и к наиболее дорогому сектору - круизному. Поток таких пассажиров в Арктике ежегодно увеличивается на 15-20 процентов, одновременно "приподнимаются" запросы - гости хотят путешествовать по Белому морю на пятизвездочных судах. А так как строительство круизных теплоходов с высоким ледовым классом для Арктики дело долгое и высокозатратное, предприниматели предлагают выкупать суда ледового класса на вторичном рынке за рубежом, заводить "под российский флаг", а затем реконструировать под круизные задачи "путем разумных инвестиций в интерьер и техническую часть".

- Хотелось бы рассмотреть возможность предоставления для приобретения подобных судов льготного финансирования. Если бы у нас был кредит по доступной ставке на семь - десять лет, это было бы вполне реализуемо, - предложил глава одной из круизных компаний России.

Мнение

Майя Ломидзе, исполнительный директор Ассоциации туроператоров России:

- Арктика - это тоже пляж и солнце. Просто они другие. Важно показать, что Север разный. И хотя Мурманск от Анадыря очень отличается, это не значит, что каждый из этих городов не заслуживает своего туриста. Мы хотим, чтобы Арктика вошла в перечень тех направлений, на которых турист может поставить жирную галочку "Я здесь был".