Нивелировать искажения: как мастер-планы АЗРФ будут переносить в реальную жизнь

Мастер-планы опорных населенных пунктов Арктики разработаны - это значит, что новый "двигатель" для экономики и социальной сферы высоких широт сконструирован. Какими станут следующие шаги, "РГ" выяснила на Международном арктическом форуме в Мурманске.

После распада СССР около 30 лет Российская Арктика была "недолюбленной" и недоинвестированной, в основном из-за низкой плотности населения, зачаточной инфраструктуры, отсутствия видения перспективы. Мастер-планы позволят вложить в развитие Арктической зоны России 3,7 триллиона рублей - именно такой объем средств запланирован на реализацию главных стратегических документов АЗРФ. Большая часть из них будет поступать в северные города России благодаря частным инвестициям. Напомним: мастер-планы разработаны для 16 опорных пунктов Арктики.

- По объективным и субъективным причинам Арктика все время недополучала. Благодаря мастер-планам мы должны искажения нивелировать, в арктических регионах должна появиться необходимая инфраструктура, - подчеркнул во время арктического форума заместитель министра по развитию Дальнего Востока и Арктики Гаджимагомед Гусейнов.

Речь идет о пяти миллионах квадратных километров России: на всем протяжении Северного морского пути планируется создать каркас арктических агломераций с более высоким, чем сейчас, качеством жизни северян - к 2030 году этот показатель должен подрасти на 30 процентов.

"Развитие Севморпути и создание мастер-планов - две взаимосвязанные вещи, - отметила заместитель губернатора Мурманской области Ольга Вовк. - Без проектов не будет людей, а без людей не будет проектов. Одно без другого не работает. Любой проект - это люди, которые выполняют стратегически важные задачи".

Как будет работать новый механизм, можно проследить в конкретных городах. К примеру, в мурманском городе Полярные Зори, где сегодня действует Кольская АЭС, принято решение о строительстве замещающих энергоблоков (на смену действующей станции). А для этого за 20 лет большой стройки в маленький городок придется привлечь до 10 тысяч специалистов. Но можно ли начинать проект, если неизвестно, где будут жить строители, как будут учиться их дети?

Детали вошли в мастер-план Полярных Зорей: аналогичные документы разработаны еще для двух "атомных" городов Арктики - Певека и Билибино.

- Инструменты мастер-планирования позволяют учитывать и баланс жилья, и баланс нагрузки на инфраструктуру, в том числе социальную, - поясняет представитель госкорпорации "Росатом" Марина Кирдакова. - Привлекаются высококвалифицированные работники, которые приезжают со своими семьями. И, конечно, мы должны обеспечить и достойный уровень культурного обеспечения этих работников, и достойный уровень образования, который они могут получить, а также их дети в школах и дошкольных учреждениях.

Это относится ко всем опорным пунктам высоких широт. К примеру, крупнейшая в Российской Арктике городская агломерация находится на севере Архангельской области - здесь сегодня живут полмиллиона человек. Центры - Архангельск, Северодвинск и Новодвинск - формируют 60 процентов ВРП Поморья. Мастер-планирование региона базируется на развитии Архангельского транспортного узла со строительством глубоководного порта: финансово-экономическая модель порта сформирована, завершается работа над инвестиционной декларацией.

Одну из основных позиций в стратегическом документе заняли судостроение и судоремонт: после введения санкций и закрытия западных верфей российский флот снова начал вставать на ремонт в Архангельске. В итоге объем этой сферы вырос в два с половиной раза, а очередь на судоремонт растянулась на несколько лет вперед. Чтобы ее сократить, в Поморье начали модернизацию верфей.

Тем не менее движение арктических проектов сегодня сдерживает острейший дефицит кадров: так, в 2024 году в регионах АЗРФ требовалось более 66 тысяч специалистов. Как их привлечь? Неслучайно отдельные строчки в мастер-планах заняли переселение людей из аварийного жилья, благоустройство городов, образование и медицина. В Архангельске, к примеру, это строительство межвузовского кампуса "Арктическая звезда", который планируется сдать к 2027 году, в Мурманске - строительство детской областной больницы и модернизация взрослой.

Следующий шаг - перенести мастер-планы с бумаги в реальную жизнь. "Готовим единый стратегический документ, будет принята долгосрочная комплексная программа развития опорных территорий, где все опорные пункты будут поименованы", - отметил на форуме Гаджимагомед Гусейнов.

Тем не менее инструменты для арктических мастер-планов нужно постоянно "затачивать". К примеру, у регионов РФ появилась возможность списать до двух третей задолженности по инфраструктурным кредитам. Но для Арктики этого недостаточно: "Был тезис, что все субсидии регионам распределяются по численности населения. При этом для Арктики требуются отдельные решения по корректировке этих правил", - отметила на форуме Ольга Вовк.

Взять, к примеру, проекты благоустройства территорий в высоких широтах: они требуют значительно больших вложений, чем аналогичные работы в южных регионах РФ. В Арктике дороже стройматериалы, большая часть из которых завозится из других регионов. Дороже энергоресурсы: достаточно сказать, что стоимость электроэнергии на многих территориях АЗРФ в разы выше, чем в других регионах России, а в отдаленных районах Крайнего Севера электричество иногда дороже в десятки раз. "Природные условия накладывают свои ограничения - затраты растут", - говорилось на форуме.

Особой территории необходима особая поддержка государства. Так, чтобы улучшить ситуацию с обеспечением людей квартирами, участники форума предложили распространить на АЗРФ субсидируемую государством программу доступного арендного жилья (она действует на Дальнем Востоке): компании начинают новые проекты и расширяют старые, а кадров хронически не хватает. "Вопрос жилья стоит очень остро на всех территориях Арктической зоны. Субсидирование строительства арендного жилья для регионов АЗРФ могло бы стать большим подспорьем", - резюмировала Ольга Вовк.

Прозвучала и другая инициатива - распространить на Арктику практику отдельного конкурса малых городов и исторических поселений - чтобы больше северных городов могли в нем участвовать и получать финансирование на развитие по особым "арктическим" лимитам.