Как отметил один из организаторов, председатель Российско-Таиландского делового совета Иван Демченко, Россию и Таиланд связывает многолетняя культурная история - и даже гимн Сиама (до 1939 года так назывался Таиланд) написал русский композитор, выпускник Московской консерватории Петр Щуровский. Однако если в Бангкоке исполнители воспитываются на шедеврах Чайковского и Рахманинова, то в Москве тайская музыкальная культура - то же, что и тайская кухня: с ней мало кто знаком, но потребность узнать ее на вкус - огромная. У Бангкокского королевского оркестра восполнить этот досадный пробел получилось с успехом: первое сочинение, которое услышала публика на концерте в "Зарядье", как раз принадлежало современному тайскому композитору Наронгриту Дхамабутре. Его "Сиамские звуковые ландшафты", пронизанные фольклорными мотивами и в целом национальным колоритом, воспринимались как музыкальная открытка Таиланда - страны тысяча улыбок, в которую так стремятся попасть туристы со всего мира.
С 2018 года Бангкокский королевский симфонический оркестр находится под патронатом Принцессы Сириваннавари Нариратаны Раджаканьи - известной спортсменки, дизайнера одежды и, как оказалось, талантливого композитора. В "Зарядье" прозвучали два ее сочинения для оркестра и сольного инструмента. В первом из них, фантазии "Полуночный брак", ее высочество погрузила слушателей в атмосферу глубоких размышлений, эмоционального состояния человека, который словно находится на грани реальности и сновидения.
Подлинно романтическое по духу произведение с узнаваемой цитатой из вступления ко Второму фортепианному концерту Рахманинова Таиландский оркестр под управлением дирижера Ванита Потаванита представил чрезвычайно выразительно и сочно. Ласкающие интонации деревянных духовых сменялись решительным звучанием струнных, а завершил этот пылкий манифест шуршащий звук инструмента, по своему виду напоминающий перевернутый велосипед (изобретение самой Принцессы). В "Полуночном браке" солировал победитель XV международного конкурса имени Чайковского Дмитрий Маслеев - по его словам, он был очарован энтузиазмом тайских музыкантов.
В другом сочинении Принцессы Сириваннавари - Концерте для скрипки с оркестром Nefreretta, вдохновленного культурой Древнего Египта - Бангкогский оркестр поразил удивительной стройностью инструментальных диалогов, мощью и масштабом звучания тутти, игрой тембров и ритмов. Солист, скрипач Гайк Казазян признался, что сразу же отметил высокий профессионализм, внимание и позитивное отношение коллектива Ванита Потаванита: "У нас сразу же возник правильный энергообмен, и мы нашли нужные точки соприкосновения", - сказал он.
Завершила вечер в "Зарядье" "Фантазия на темы Его Величества Короля Пхумипона Адульядета Великого (Рамы IX)" - девять песен предыдущего правителя Таиланда, которые аранжировал японский композитор Норио Маэда. Масштабный четырехчастный цикл оказался увлекательным путешествием по стилям и эпохам: в причудливом звуковом калейдоскопе слышались интонации венского вальса и джаза, отсылки к Четвертой симфонии Чайковского и кульминации в духе Малера. Гастроли Бангкокского королевского симфонического оркестра завершились на триумфальной ноте: через два года Россия и Таиланд будут отмечать 130 лет с момента установления дипломатических отношений, а это наверняка означает, что новое взаимодействие русских и тайских музыкантов не заставит себя ждать.