РЖД анонсировали новые меры борьбы с перекупщиками билетов

Накануне сезона летних отпусков Российские железные дороги (РЖД) активизировали противодействие перекупщикам билетов на сайте и в мобильном приложении. Теперь пользователей будут блокировать за подключение к одной учетной записи нескольких устройств и массовые возвраты билетов.
iStock

Замглавы РЖД Иван Колесников сообщил, что компания совместно с "Лабораторией Касперского" запускает сервис обнаружения и автоматической блокировки недобросовестных действий покупателей, которые используют сервис покупки билетов для последующей перепродажи или осуществления посреднических услуг. "Для этого проанализировали покупки и поведенческие модели подозрительных "пассажиров", которые бронируют явно избыточное количество мест", - рассказал он во время конференции PRO//Движение.Туризм.

По результатам анализа покупок 2024 года в РЖД заблокировали почти 2 тыс. явных нарушителей требований оферты. В ней указано, что учетная запись пользователя подлежит блокировке без возможности восстановления при оформлении электронных билетов в пяти случаях. При использовании роботизированных запросов, при отсутствии агентских или субагентских договоров при оформлении билетов юрлицами через личный кабинет и при отсутствии договорных отношений на реализацию электронных билетов с перевозчиком. Кроме того, блокируют аккаунты при многократных бронированиях без последующей оплаты и многократных оформлениях мест на поезда дальнего следования без цели осуществления поездки.

В РЖД уверены, что борьба с перекупщиками улучшит ситуацию с доступностью билетов

В РЖД призвали неукоснительно соблюдать эти требования, чтобы не попасть в число заблокированных пользователей. В пресс-службе пояснили, что под многократностью следует понимать оформление сотен электронных билетов в год на поездки длительностью более четырех часов и оформление сотен различных пассажиров в течение одного календарного года. Обращать внимание будут также на массовые возвраты купленных электронных билетов и подключение к одной учетной записи одновременно более семи устройств.

В РЖД сообщили, что уже блокируют боты, с помощью которых осуществляются попытки скупать билеты. Кроме того, запущен сервис для пассажиров "Лист ожидания", который позволяет отслеживать места на уже "распроданный" поезд, если вдруг кто-то сдаст билет. Это, по мнению компании, не позволяет перекупщикам сдавать билеты под конкретного покупателя, так как в очереди уже есть другие пассажиры. "С момента запуска сервиса в июне 2024 года пассажиры оформили уже более 470 тыс. билетов, что составляет примерно четверть от общего количества поданных заявок", - сообщили "Российской газете" в РЖД.

"Ожидаем, что борьба с недобросовестными покупателями не только увеличит количество доступных билетов для желающих, но и сделает применение динамического ценообразования более плавным и клиентоориентированным", - рассказал Колесников. Замглавы РЖД также добавил, что для оформления большого количества билетов существуют сервисы групповой перевозки, которые в этом году планируется сделать еще удобнее.

Председатель Союза пассажиров Кирилл Янков в разговоре с "РГ" напомнил, что железнодорожные билеты уже много лет именные и их перепродать нельзя - можно только сдать. "А дальше - уже вопрос алгоритмов. Если тот, кто сдает билет, не будет знать, кому это место будет продано, то такой схемы не будет. Видимо, сейчас это до сих пор не так. Надо просто немножко изменить алгоритмы, например, в "Листе ожидания", чтобы сданный билет уходил первому зарегистрированному в этом листе. Если так будет, то пропадет необходимость выявлять перекупщиков и наказывать за сдачу билетов", - считает эксперт.

Масштабный дефицит железнодорожных билетов на Юг возник, по его данным, в прошлом году. Одной из причин Янков назвал то, что цена билетов на самолет росла быстрее, чем на поезд, тогда как в 2010-е годы было наоборот и часто слетать на курорт выходило выгоднее, чем добираться по железной дороге. "Важно, чтобы спрос был удовлетворен, тогда и билеты будут в свободной продаже без всяких спекулянтов", - подчеркнул он.

Ранее Федеральная антимонопольная служба предложила поднять комиссию за возврат железнодорожного билета до 10% от его стоимости. В подготовленном постановлении указано, что это позволит существенно снизить риски возврата билетов посредниками. Янков назвал этот путь не совсем правильным. "Большинство людей, сдающих билеты, - добропорядочные пассажиры, не спекулянты. Они сдают их, потому что планы изменились или кто-то заболел", - считает эксперт.