В вузы без ЕГЭ будут принимать обучающихся в колледжах по профилю

Поступление в вузы из колледжей без сдачи единого государственного экзамена (ЕГЭ) будет возможно только на специальности, схожие с полученной в колледже. Такой законопроект Госдума приняла во втором и третьем чтениях.

Изменения вносятся в закон "Об образовании". Согласно пояснительной записке, это повысит качество подготовки абитуриентов, обучающихся на базе среднего профессионального образования. Теперь направление образовательных программ бакалавриата и специалитета будет соответствовать профилю программы среднего профессионального образования.

Ранее в законодательстве не было оговорки о соответствии специальности при поступлении в вуз. Это нововведение вступит в силу с 1 сентября 2025 года.

Нынешний подход, считают инициаторы, ведет к снижению качества подготовки поступающих в вузы и не мотивирует граждан к выбору одной специальности, по которой они будут дальше трудиться.

Председатель Госдумы Вячеслав Володин рассказал, что более сорока процентов абитуриентов используют льготу для поступления в вузы по окончании средних профессиональных учебных заведений. "Причем, как правило, не по профилю. Это стало лазейкой", - пояснил спикер. По его оценке, новшество повысит ответственность молодежи при принятии решения о выборе профессии.

Например, студент учится почти четыре года на повара, а потом поступает на врача, либо учится четыре года на бухгалтера, а поступает на инженера. Но при этом поступает на льготных основаниях, отметил председатель ГД.

"А тот, кто имеет лучшие знания, у него результат выше по итогам 11 классов, он не может поступить, потому что те, кто поступает на льготных основаниях, забрали это место", - назвал он проблему. - Итог. У нас качество образования от этого выигрывает или нет? Нет. Поэтому льгота сохраняется, но по профилю. В этом смысл закона".

По его словам, в этом случае "будут более качественные знания, и человек, выбирая свой путь, будет понимать, что у него будет льгота, если он захочет продолжать обучение".

Первый зампред Комитета Госдумы по науке и высшему образованию Александр Мажуга (фракция "Единая Россия") привел в пример абитуриента, который окончил программу "Сестринское дело" в медколледже и затем поступает на "Лечебное дело" в вуз. Такой поступающий будет иметь льготу. А вот если абитуриент закончил "Бухгалтерский учет" и поступает на "Лечебное дело", то ему необходимо будет представить результаты ЕГЭ, отметил он.

Зампред Комитета Госдумы по молодежной политике Александр Толмачев (ЕР) сказал "РГ", что новый закон обеспечивает непрерывность и доступность образования для выпускников колледжей, которые поступают в вузы по профилю. Таким студентам, по его оценке, законодатель "упрощает жизнь, избавляет от лишней нагрузки и нервов", которые неизбежно сопровождают сдачу ЕГЭ.

Студенты, переходящие из колледжей, смогут сосредоточиться на дальнейшем изучении своей профессии, не отвлекаясь на стандартизированные испытания. Также поддерживает льготу для профильников его коллега по фракции Сергей Алтухов. "Такой подход способствует более глубокому и целенаправленному обучению, что, безусловно, позитивно скажется на их профессиональном росте и конкурентоспособности на рынке труда", - добавил он.

Зампред Комитета по науке и высшему образованию Владимир Сипягин (ЛДПР) рассказал в комментарии "РГ", что выпускники некоторых программ среднего-профессионального образования (СПО) сталкиваются с трудностями при поступлении в вузы по профилю. Это, по его словам, связано с несогласованностью программ СПО и требованиями высших учебных заведений. По его оценке, чтобы закон работал, надо разработать ясные критерии соответствия программ и дать четкие разъяснения выпускникам колледжей и техникумов о возможностях продолжения обучения.

"Кроме того, профориентация в школах должна усилиться. Сейчас подготовка к выбору будущей профессии начинается в 5-6 классе, - пояснил депутат. - Школьники в этом возрасте часто не готовы к выбору будущей профессии. Очевидно необходимо усилить работу в этом направлении. Поскольку, ранняя профориентация поможет снизить число случаев, когда выпускник СПО, разочаровавшись в выбранной профессии, вынужден сдавать ЕГЭ по предметам, которые он не изучал".