Часто любовь к фотографии просыпается у человека спонтанно: например, через случайные снимки на смарфтон для соцсетей. Как вы пришли в профессию?
Аделина Байбуриева: Все началось в детстве. Мой отец часто нас фотографировал, ему нравилось снимать и самому проявлять фотографии. Однако фотографом он не стал - это было просто увлечение.
В моем случае, наверное, гены сыграли роль. Фотография поначалу тоже была хобби, однако затем заняла важное место в жизни и превратилась в профессию. Мне всегда говорили, что я обладаю своим видением фотографии и нужно обязательно попробовать свои силы на этом поприще.
В профессии я уже почти семь лет. За это время удалось развить собственное дело и найти постоянных клиентов. Если говорить о предпочтениях, то я очень люблю снимать крупные планы, подмечать детали. Хотя этим, конечно, не ограничиваюсь и могу делать репортажную или уличную съемку.
Вас признали лучшим фотографом беременности. Есть ли особенности у этого направления? С какими просьбами чаще всего обращаются будущие мамы?
Аделина Байбуриева: В каждом жанре фотографии есть свои особенности, и съемка беременных не является исключением. Здесь важна правильная техника, а также знания света и работы в студии. Нужно быть и стилистом, чтобы подобрать правильный образ для будущей мамы.
А еще крайне важна психология: модель должна чувствовать себя максимально свободной и расслабленной. Поэтому на площадке всегда общаемся, шутим, смеемся, будто мы знаем друг друга давно. Однако не стоит забывать, что существуют определенные границы.
Также я помогаю с позированием, потому что ко мне часто приходят мамы, которые впервые попали на профессиональную фотосъемку.
Сегодня основной тренд в фотосессиях беременности - минимализм. Снимки должны получаться максимально естественными, без пережатых цветов. Впрочем, постановочные фото в стиле вог или фэшн тоже никуда не ушли. Их по-прежнему заказывают.
В проекте "Рынки и их дары" вы постарались объединить сразу два жанра: репортажную съемку и натюрморт. Итогом работы стали более 240 фотографий. Расскажите о проекте подробнее.
Аделина Байбуриева: Иногда я просто люблю поснимать для себя. Рынки - места колоритные и живые, поэтому идея некоммерческого проекта родилась сама собой. Его главными героями стали не только места, но и люди. А еще я создала серию натюрмортов блюд, овощей, фруктов, приобретенных на этих рынках. Все кадры были сняты в течение двух лет и собраны в одну выставку в 2024 году.
Сложнее всего было работать, конечно, с людьми, ведь далеко не все хотели фотографироваться. Но многие охотно соглашались стать частью большого проекта. Главная задача, которую я перед собой поставила, - сделать фотографии максимально естественными, а не постановочными. Поэтому просила людей заниматься своими делами и по возможности не обращать на меня внимания.
Где-то приходилось протискиваться, где-то - искать хороший свет, красивые лучи и фоны. Но в целом, на мой взгляд, все получилось.
В марте 2025 года вы приняли участие в масштабной выставке по приглашению Евразийского художественного союза. Оказался ли этот опыт полезным?
Аделина Байбуриева: Когда я получила приглашение поучаствовать в выставке на Российской премии искусств в Москве, то согласилась не раздумывая. Было приятно ощутить себя частью сообщества авторитетных деятелей искусств с разных уголков мира - это фотографы, дизайнеры, скульпторы и многие другие.
Я представляла на выставке свои натюрморты. Этот опыт подстегнул меня к дальнейшему развитию и самосовершенствованию.
Если говорить об индустрии в целом, какие новые тренды в фотографии можно выделить?
Аделина Байбуриева: Сегодня это натуральность и живые эмоции. Постановочные фотографии с обилием обработки постепенно теряют актуальность. Даже если посмотреть на фэшн-съемку для популярных глянцевых изданий, то вы увидите там много естественных кадров. То же касается фотографий звезд кино или музыки.
Но тренды быстро меняются, и фотограф всегда должен держать руку на пульсе. В нашем деле все непредсказуемо. Тот же тренд на живые эмоции возник внезапно, потом стало популярно накладывать на такие фотографии цветовые и световые фильтры: в топе сначала была "шоколадная" обработка, потом - более светлая. Многое зависит от успеха той или иной работы в социальных сетях, количества лайков и просмотров. Они во многом формируют тенденции и спрос.
Но не стоит забывать, что мода циклична. То, что было популярно пять-десять лет назад, запросто может опять выстрелить в будущем.
Насколько современному фотографу важно повышать профессиональное мастерство?
Аделина Байбуриева: Фотограф - это такая профессия, где нужно постоянно развиваться, оттачивать свои навыки, изучать новые техники и приемы. Особенно если хочется оставаться востребованным на рынке.
Трендам желательно соответствовать, а еще лучше создавать свои собственные. Однако для этого важно не только обладать соответствующими знаниями и навыками, но и понимать конъюнктуру рынка. Если есть возможность, стоит регулярно посещать мастер-классы от мастеров своего дела.
Я сама планирую повысить свою квалификацию этим летом. Хочу уйти в свадебную фотографию, что станет для меня совершенно новым опытом. На первый взгляд разницы в съемочном процессе беременной и молодоженов нет, однако на деле она существенная и заключается в различных психологических подходах.
Сегодня разворачивается большая дискуссия по поводу использования искусственного интеллекта в фотографии. Как вы к этому относитесь? В каких случаях ИИ может быть помощником для фотографа, а в каких - врагом?
Аделина Байбуриева: Действительно, нейросети сейчас активно применяются практически везде, однако вытеснить классическую фотографию они не могут. Сгенерированный результат выглядит искусственно, хромает композиция. Кроме того, ИИ не может работать со светотеневым рисунком. Проще говоря, нет "насмотренности", которая так важна для фотографа.
С другой стороны, нейросети могут быть нашими помощниками, особенно если речь идет об обработке фотографий. Они здорово экономят время при ретушировании, однако этот процесс все равно нужно контролировать в ручном режиме.
Кто знает, возможно, в будущем мы увидим совершенно новый жанр на стыке фотографии и процедурной генерации.
Вы реализовали благотворительный проект для помощи онкобольным детям. Как возникла идея и каких результатов удалось добиться?
Аделина Байбуриева: Это, пожалуй, один из самых тяжелых проектов в моей профессиональной деятельности, но я им по-настоящему горжусь. Я долго вынашивала идею. В какой-то момент решилась и обратилась в благотворительный фонд, который занимался лечением детей с онкологией. Его сотрудники с радостью включились в проект.
Первые полгода я снимала одна, а потом к проекту подключился талантливый узбекский фотограф Ильдар Садыков. Вместе мы проработали еще четыре месяца. Снимали преимущественно портреты детей. Посещали больницы, хосписы, навещали тех, кому удалось победить страшный недуг.
Конечно, нужно иметь железную психику, чтобы работать на таких съемках. Морально я долго к ним готовилась, но уверяла себя, что являюсь профессионалом и делаю это ради ребят. Хотелось, чтобы люди, глядя на эти фотографии, еще больше начали ценить свою собственную жизнь, а также жизни свои родных и близких.
Проект завершился большой анимированной выставкой. Нам удалось собрать внушительную сумму денег, которую передали благотворительному фонду. На эти средства было закуплено новое диагностическое оборудование.