Уроки авиакатастрофы. Что изменилось в диспетчерской службе США после столкновения пассажирского самолета и военного вертолета?

Сергей Мельниченко рассказал о мерах в авиации США после крушения в Вашингтоне
09.04.2025 / 08:00
Национальный совет по безопасности на транспорте (NTSB) США продолжает расследование трагедии, которая случилась вечером 29 января 2025 года над рекой Потомак под Вашингтоном. Тогда, напомним, столкнулись заходивший на посадку пассажирский Bombardier CRJ-701ER и военный вертолет Sikorsky VH-60M Black Hawk. Погибли 67 человек - 64, включая экипаж, на борту самолета и трое в вертолете.

Это первая крупная авиакатастрофа пассажирского самолета в США за последние 16 лет. И второе крушение на реке Потомак с 13 января 1982 года, когда Boeing 737 авиакомпании Air Florida врезался в автомобильный мост и рухнул в воду.

Какие выводы уже сделаны? Об этом "РГ" говорит с генеральным директором Международного консультативно-аналитического агентства "Безопасность полетов" Сергеем Мельниченко

Сергей Александрович, что уже очевидно?

Сергей Мельниченко: По имеющимся данным, к трагедии привели загруженность диспетчеров и нехватка персонала в аэропорту Вашингтон/Рональд Рейган (DCA). Как выяснилось, в ночь трагедии один диспетчер координировал вылеты и прилеты как самолетов, так и вертолетов. Эти две обязанности были объединены часом ранее.

Дело в том, что FAA разрешило не старшим руководителям службы, а сотрудникам более низкого ранга давать разрешение на операции с одним диспетчером. Диспетчеры также работали не всю смену - такая практика в отрасли известна как "раннее освобождение от работы". Не дожидаясь результатов расследования, FAA уже ввело ряд изменений в правила укомплектования штата Управления воздушным движением (УВД), чтобы повысить безопасность и предотвратить повторение подобных происшествий.

Необходимость столь срочных изменений возникла после пресс-конференции председателя NTSB Дженнифер Хоменди, на которой она, в частности, сообщила: в аэропорту Вашингтон/Рональд Рейган с октября 2021 года по декабрь 2024 года было зарегистрировано 15 214 случаев нарушения интервалов и опасных сближений между коммерческими самолетами и вертолетами, при которых боковой интервал составлял менее одной морской мили (менее 1850 метров), а вертикальный - менее 122 метров. Было зарегистрировано 85 случаев, когда боковой интервал составлял менее 457 метров, а вертикальный - менее 61 метра.

Известно, что аэропорт Рональда Рейгана работает в одном из самых сложных и перегруженных воздушных зон США. Это накладывает особую ответственность на авиадиспетчеров?

Сергей Мельниченко: Безусловно. Аэропорт расположен рядом с Белым домом, Пентагоном и Капитолийским холмом, что создает условия для повышенного объема движения вертолетов. FAA объявило, что для управления всеми вертолетными операциями в воздушном пространстве DCA теперь требуется отдельный диспетчер. Новый подход к управлению воздушным движением направлен на снижение и распределение нагрузки между диспетчерами, что повышает безопасность.

И что очень важно - авиадиспетчеры, которым приходится работать на нескольких позициях (выполнять несколько обязанностей одновременно), теперь должны получать разрешение только от вышестоящего руководства. Эта ключевая мера гарантирует, что решения принимаются под большим контролем, и снижает количество ошибок в периоды загруженности. Но уже приняты и другие меры.

Какие?

Сергей Мельниченко: FAA в тесном сотрудничестве с NTSB ввело временные ограничения на полеты некоторых вертолетов в районе аэропорта DCA. Исключения сделаны для президентских вертолетов, медицинских эвакуаций и вертолетов правоохранительных органов.

Министр транспорта США Шон Даффи одобрил изменения. Цитирую его слова: "Предыдущие процедуры в DCA позволяли вертолетам пролетать на расстоянии до 75 футов (23 метров) от приземляющихся самолетов. Теперь, когда вертолетам необходимо совершить пролет, полеты в DCA будут временно приостанавливаться, чтобы обеспечить безопасный полет вертолетов".

FAA и Министерство транспорта инициировали ряд технологических усовершенствований для улучшения систем УВД. Так, для анализа отчетов о безопасности полетов и более эффективного выявления потенциальных рисков внедряется искусственный интеллект. Оборудование УВД также будет модернизировано. Дальнейшие изменения, такие как совершенствование систем наблюдения, переоценка правил, направлены на улучшение УВД в США.

Долгие годы безопасность полетов в США оставалась одной из лучших в мире. И вдруг такой уход в "пике". С чем это связано?

Сергей Мельниченко: Еще в сентябре прошлого года в одном из документов Управления правительственной отчетности указывалось: 37% систем управления воздушным движением в Национальном воздушном пространстве США "нежизнеспособны", а 39% систем считаются "потенциально нежизнеспособными".

За последние несколько месяцев в США, помимо столкновения Bombardier CRJ900 и Sikorsky UH-60 Black Hawk, произошло еще несколько громких инцидентов. Среди них - "посадка с переворотом" самолета CRJ900 авиакомпании Endeavor Air, хоть и произошедшая в канадском Торонто, но с участием именно американской авиакомпании, и исключительно опасное сближение в аэропорту Чикаго. В последнем случае едва не столкнулись Boeing 737-800 авиакомпании Southwest Airlines и Bombardier Challenger 350 авиакомпании Flexjet, когда несанкционированное занятие Challenger взлетно-посадочной полосы вынудило Boeing уйти на второй круг.

Кстати, если вернуться к аэропорту Вашингтон/Рейган: проблема опасных перегрузок диспетчеров здесь для FAA или руководства аэропорта не была чем-то новым. Так, два инцидента в 2024 году, один из которых произошел с самолетом American Airlines, могли быстро превратиться в ситуацию "разошлись на волосок". Но, к счастью, потенциальных столкновений удалось избежать. Вспомним.

18 апреля 2024 года - Boeing 737 авиакомпании Southwest Airlines и Embraer E190 авиакомпании JetBlue Airways едва избежали столкновения на ВПП. Перед этим диспетчер разрешил рейсу JetBlue из Вашингтона в Бостон выполнить взлет, а рейсу Southwest в Орландо - пересечь ту же полосу. Оба самолета оказались на траектории столкновения, но авиадиспетчеры успели дать указания экипажам остановиться. И они остановились в 100 метрах друг от друга.

А 29 мая Airbus American Airlines начал разбег, уже двигался со скоростью около 185 км/час, однако был вынужден прервать взлет, так как в это же время на пересекающуюся полосу заходил на посадку частный самолет King Air. В записях УВД слышно, как диспетчер говорит: "American 2134, отменяю разрешение на взлет. Zero, Alpha, Alpha, уходите на второй круг, уходите на второй круг". Пилот King Air отвечает: " Zero, Alpha, Alpha, не могу уйти на второй круг, мы уже на земле". Оба самолета, к счастью, смогли разойтись без дальнейших инцидентов.

Столкновение над Вашингтоном должно стать катализатором перемен в аэронавигационной системе США?

Сергей Мельниченко: Иначе и быть не должно, потому что это столкновение еще раз подтвердило: до сих пор никто никаких уроков из опасных предпосылок к данной трагедии, произошедших в прошлом, не извлек. Факты говорят сами за себя.

Число нарушений интервалов, опасных сближений и ситуаций, которые в русском языке можно было бы определить, как "в этот раз пронесло", растет по всей территории Соединенных Штатов. И в последние месяцы такие аэропорты, как Нью-Йорк/Дж.Ф.К., Бостон/Логан и Чикаго/Мидуэй, стали одними из тех, где подобные события произошли.

Казалось бы, каким образом события в других аэропортах связаны с трагедией в вашингтонском аэропорту?

Сергей Мельниченко: Большинство из 30 авиационных происшествий, произошедших в Национальном аэропорту Вашингтон/Рейган с 1987 года, были связаны с военными воздушными судами. Данные FAA показывают, что до сегодняшнего дня только 23% сообщений об опасных сближениях по всей стране касались участия в них военных самолетов и вертолетов, в то время как в воздушном пространстве аэропорта Вашингтон/Рейган это число возросло до 57%.

Хотя многие наблюдатели, похоже, уже сформировали свое мнение о том, почему произошло столкновение, и кто в этом виноват, впереди долгий путь, прежде чем Национальный совет по безопасности на транспорте даст свои оценки. В течение многих лет FAA борется за поддержание необходимого количества сотрудников по всей территории США. В некоторых аэропортах работает лишь 60% от необходимого количества диспетчеров. Проблема связана со старением персонала, высоким уровнем стресса и длительным процессом обучения, который может занимать до трех лет.

Какую реакцию экспертов вызвали оперативные действия FAA?

Сергей Мельниченко: Неоднозначную. Хотя многие признают необходимость немедленных изменений, руководители некоторых авиакомпаний, пилоты и профсоюзы утверждают, что эти меры не позволяют выявить первопричину аварии.

Национальная ассоциация авиадиспетчеров сообщает, что сегодня число полностью сертифицированных авиадиспетчеров на 10% меньше, чем 10 лет назад, и на 25% меньше, чем пять лет назад. Это не новая проблема: в мае 2023 года министр транспорта Пит Баттиджиг сообщил, что для достижения целевого уровня FAA не хватает около 3 000 авиадиспетчеров.

С января движение вертолетов в районе Национального аэропорта Рейгана ограничено, если самолеты используют ту же полосу, на которую заходил в момент столкновения с вертолетом самолет авиакомпании American Airlines. По настоянию NTSB FAA навсегда запретило этот маршрут для вертолетов при любых обстоятельствах. Если вертолет все же использует этот маршрут, самолетам запрещено взлетать и садиться на эту полосу.

Кроме того, как заявлено, FAA пересматривает маршруты вертолетов в других аэропортах, где полеты выполняются и на самолетах, и на винтокрылых машинах. Агентство использует машинное обучение для обработки десятков миллионов точек данных, чтобы выявить риски смешанного движения.

Тем временем

FAA расследует происшествие 28 марта в Национальном аэропорту Рейгана между военным самолетом и пассажирским лайнером компании Delta. Инцидент произошел почти два месяца спустя после столкновения над рекой Потомак.

Примерно в 15:00 по местному времени рейсу авиакомпании Delta, направлявшемуся в Миннеаполис, был разрешен взлет. Одновременно четыре самолета T-38 ВВС США направлялись для выполнения пролета над Арлингтонским национальным кладбищем, по словам представителей ВВС. Вскоре после того, как самолет Delta поднялся в воздух, автоматическое оповещение приказало пилоту предпринять корректирующие действия, чтобы избежать возможного столкновения. По предварительным данным, самолеты прошли на расстоянии 152 метров друг от друга.

Закономерный результат. После столкновения самолета и вертолета в Национальном аэропорту Рейгана наблюдается снижение числа пассажиров. В феврале этого года в здесь было обслужено примерно на 120 000 пассажиров меньше, чем в феврале 2024 года.

Поделиться