

Организация образовательных смен для школьников - одна из визитных карточек Национального детского технопарка.
Учащиеся 9-11-х классов, пройдя предварительный отбор, на протяжении нескольких недель бесплатно проходят обучение по одному из 15 образовательных направлений - от архитектуры и дизайна, инженерной технологии и зеленой химии до робототехники, наноиндустрии и авиакосмических технологий. Проживание - на базе технопарка, обучение и досуг - под руководством компетентных наставников.
Важно, что приехать сюда может ребенок из любого уголка страны. Первые 150 выпускников технопарка образца весны 2025 года представили на публичную защиту 96 проектов. Такой формат избран для того, чтобы представители реального сектора экономики имели возможность познакомиться и с ребятами, и с их работами.
Заведующий сектором сопровождения экспериментальных проектов учащихся Национального детского технопарка Сергей Архипов приглашает в фойе, где школьники подготовили свои презентации:
- Дорожные карты сотрудничества заключены с семью министерствами. Их предприятия и организации предлагают актуальные темы проектов. За два года с технопарком начали работать около 70 предприятий.
Особенно тесное сотрудничество налажено с энергетиками. А Минский автомобильный завод, БЕЛАЗ, "Могилевлифтмаш" и некоторые другие уже используют разработки учащихся в своей деятельности.
К слову, именно минэнерго предложило тему, которую реализовали в своем проекте участники мартовской образовательной смены Глеб Супраненок и Дарья Чмурова.
- Наша разработка - композитное топливо на основе торфа и биомассы, где в качестве биомассы выступали тростник и солома рапса, - поделились ребята. - Цели проекта - экономия природных ресурсов и одновременное снижение негативного эффекта от сжигания торфа. Полученное топливо действительно экологически более чистое.
Кирилл Кутовой и Виктор Стародубов в рамках направления "Природные ресурсы" подсчитывали промышленные запасы одного из белорусских месторождений песка с использованием цифрового и альтернативного методов:
- Во-первых, выявлены неоспоримые преимущества цифрового метода - он более точен при подсчете объема и площади, не требует больших временных затрат. А во-вторых, расчет показателей потерь и полноты извлечения полезных ископаемых по специальным формулам показал, что дальнейшая разработка месторождения очень выгодна.
Список продвинутых тем впечатляет. В марте старшеклассники, в частности, занимались разработкой устройства для сбора и фильтрации частиц шин, созданием роботизированной системы сортировки на базе манипулятора с мягкими захватами, исследованием материалов для аккумулирования тепловой энергии, проектированием лазерного гравировального станка по дереву и многим другим.
Национальный детский технопарк, конечно же, не конкурент Национальной академии наук или конструкторским бюро. Тем не менее они сотрудничают на основе взаимной выгоды: профессионалы высоко ценят свежие идеи и молодые умы. Например, главный конструктор - начальник управления главного конструктора автоматизированных систем, телематики и мехатроники Минского автомобильного завода Андрей Савчиц с интересом следит за работой талантливой молодежи:
- В 1990-е, когда развалился Советский Союз, престижность инженерных специальностей очень сильно упала. Но ведь на самом деле инженеры - это люди, которые создают все то новое, что есть в нашей жизни. Поэтому будущих инженеров нужно поддерживать. Дети более пластичны в восприятии информации, чем взрослые, они быстрее учатся. Мы надеемся, что часть выпускников детского технопарка в будущем придет и на наш автозавод.
На МАЗе совместно с технопарком уже реализовали ряд проектов. В частности, ребята, обучающиеся по направлению "Виртуальная и дополненная реальность", создали электронное руководство по эксплуатации электромобилей. В производственной линейке завода появился новый среднетоннажный электромобиль, поясняет Андрей Савчиц. Учащимся передали трехмерные материалы по его конструкции, а они создали продукт, помогающий с помощью шлема виртуальной реальности и джойстика проводить технические манипуляции по обслуживанию техники. Теперь на МАЗе, занимаясь подготовкой специалистов станций сервисного обслуживания, могут проводить практические занятия, даже когда электромобиля рядом нет.
А для завода "Могилевлифтмаш" юные исследователи разработали рецептуру наполнителя из имеющихся в республике отходов для включения в состав лифтовых противовесов.
Ежегодно в Национальный детский технопарк поступает 70-80 различных тем от предприятий, из них по итогам года реализуется на практике более трети. Это хороший результат, говорят специалисты. А задача-максимум - добиться, чтобы талантливая молодежь получала стимул двигаться дальше по избранной траектории. К слову, наиболее перспективным учащимся технопарка сегодня предоставлена возможность после окончания смены продолжить работу над проектами дистанционно по индивидуальной программе. Предприятия, в свою очередь, продолжают курировать своих протеже, в том числе в рамках последующего целевого обучения в вузах.
По словам директора технопарка Сергея Сачко, сегодня у белорусских школьников есть колоссальные возможности, чтобы с максимальной выгодой выстроить свою образовательную траекторию:
- Такая траектория может включать обучение в профильных классах инженерной направленности, систему дополнительного образования, инженерно-технические центры и Национальный детский технопарк.
Ну а если 11-класснику выдали рекомендацию технопарка, то он получает возможность продолжить обучение в вузе по любой из определенных минобразования 150 специальностей без сдачи вступительных испытаний - по результатам собеседования.
Первую смену школьников Национальный детский технопарк принял в Минске в 2021 году. Своеобразным прототипом при создании этого учреждения дополнительного образования послужил российский образовательный центр "Сириус" в Сочи. Цели у них схожие: выявление и развитие у учащихся способностей к творчеству, научно-исследовательской работе, изобретательству и рационализаторству. В октябре 2024-го в Минске на базе Национального детского технопарка стартовала первая белорусско-российская проектная программа "Старт в науку".