"Устроить гаражную распродажу может любой, - говорит коллекционер винтажных изделий, автор профильного телеграм-канала Сергей Борщ. - Когда-то ведь их история за рубежом так и начиналась: хозяин частного дома открывал гараж, выносил на улицу ненужный скарб, расклеивал в округе листовки с приглашениями и устраивал распродажу. Сегодня почти то же самое: кто-то устраивает гараж-сейл прямо во дворе многоквартирного дома, а кто-то выбирает площадку в кафе или баре, рассылает приглашения друзьям, их друзьям, чтобы можно было сочетать полезное с приятным общением".
Часто распродажи объединяют с музыкальными фестивалями, лекциями, мастер-классами и свопами. Например, хорошо известен творческий фестиваль Garazhka. Сегодня он проводится по франшизе в разных городах страны - от Екатеринбурга до Санкт-Петербурга и Нижнего Новгорода и собирает сотни участников. А это и продавцы, и покупатели, и просто те, кто пришел в новое стильное место. Здесь можно обменяться вещами, отдать ненужное и забрать нужное. Здесь же есть зона сортировки, куда можно принести вторсырье на переработку. Наконец, послушать музыку, выпить бокал вина, пообщаться, а заодно и что-нибудь купить.
Но не менее, а может, и более интересен совсем камерный формат, когда распродажи личных вещей проводятся в историческом особняке или прямо у кого-то в квартире. Например, в минувшие выходные в Екатеринбурге устроила распродажу у себя дома режиссер, руководитель кукольного театра "Три апельсина" Татьяна Панаиоти вместе с друзьями и коллегами.
"Мы выставляли свои вещи, и хотя люди приходили по приглашениям, двери в квартире были открыты весь день, - рассказывает Татьяна. - Получилось такое интересное сочетание барахолки и капустника. Моя подруга, например, выставила украшения, которые она сама изготавливает из осколков посуды, которую привезла из Франции. А я очень увлечена Японией, поэтому продавала вещи, привезенные из этой страны. Здесь же были игрушки, поделки, сумки и т.д. Весь день мы не только торговали, но и пели, устраивали представления и общались. Кто-то, кстати, здесь впервые познакомился".
Интересно, что самой дорогой вещью на этой распродаже оказалось как раз настоящее кимоно, привезенное из Японии, оно ушло за шесть тысяч рублей. Но, как признается Татьяна Панаиоти, чаще цены были чисто символическими, например, 333 рубля, 100 рублей, или можно было понравившуюся вещь обменять. Дело не столько в проданных вещах, сколько все же в настроении и полученном удовольствии от общения.
"Такие распродажи еще и довольно полезный и информативный формат, - добавляет Сергей Борщ. - Скажем, вы продаете свои виниловые пластинки и тут же знакомитесь с другими меломанами или, продавая одежду, узнаете о новых магазинах в вашем городе и трендах на этот сезон. Всем важны новые знакомства, связи. А на гаражных распродажах можно найти для себя и свадебного фотографа, и плиточника для ремонта, и адвоката. Пообщавшись и найдя общие интересы, вы будете больше доверять друг другу".
К слову, если кого-то интересует, можно ли по закону продавать личные вещи, то это вполне допустимо, только если вы не получаете от этого систематическую прибыль и делаете это на своей территории или по договоренности с площадкой, где этим занимаетесь.
"Часто гаражные распродажи - это и способ поддержки. Я замечал, что люди охотнее покупают вещи у знакомых людей, так покупатель выказывает вам поддержку, делает комплимент, даже если вещь ему не очень нужна", - говорит Сергей Борщ.
Покупатели на таких мероприятиях - люди из самых разных слоев общества. Не нужно думать, что бывшие в употреблении вещи готовы покупать только те, у кого не хватает денег. Кому-то нужно освежить интерьер в гостиной или взять качественную и при этом недорогую сезонную одежду. Кто-то получает эстетическое удовольствие от созерцания вещей из разных стран или из своего детства. Но здесь играет роль способность и желание человека пользоваться в быту и носить вещи, которые до него уже кто-то использовал. И таких людей становится все больше. Одни покупают такие вещи, заботясь об экологии, другие считают нерациональным переплачивать за новое, когда можно купить "почти новое". А кто-то просто гоняется за чем-то безумно редким, и чем старее оно, тем лучше. Мир изменился и отношение к вещам - тоже. Наверное, все же к лучшему.
Впервые подобную встречу-распродажу в 1994 году в Сан-Франциско организовала активистка-модница Сюзанна Агаси. Она провела более 310 вечеринок со слоганом "Будь хорошим. Будь зеленым. Будь гламурным". Сюзанна признается, что очень любит джинсы, но за 15 лет купила только две пары, остальные взяла на дресс-кроссингах. Агаси начинала с домашних посиделок с единомышленниками, затем мероприятия стали более массовыми. Они проводились в том числе в лобби отелей, где гости могли не только обновить гардероб, но и выпить коктейль.
Если кто-то думает, что этот формат торговли остался где-то на просторах СССР, то вы глубоко ошибаетесь. Комиссионки только набирают популярность. Причем рынок под них подстроился и уже появились свои ответвления таких магазинов: с тяжелым люксом для обеспеченных, для особых ценителей винтажных вещей, для спортсменов, с детской одеждой для мам и еще бог знает какие, исходя из увлечений и образа жизни людей.
К слову, кое-где сохранились и комиссионки, которые ностальгически работают ровно в тех же зданиях, что и в советское время.
Сегодня это один из самых популярных форматов продажи мехов, ювелирки и техники, еще сохранившей какую-то ценность. Завсегдатаи рассказывают, что поток посетителей в ломбарды плотный: "с утра и до ночи туда что-то везут, здесь постоянный поток машин и людей". Часто вещи из ломбардов продаются потом на онлайн-площадках.
Самый популярный из сервисов объявлений по продаже личных вещей - Авито. Это настоящий всероссийский онлайн-базар. На площадке можно бесплатно выложить фото и видео любой вещи - от мебели и техники до старых джинсов и обуви - и ждать покупателя. Плюс в том, что читают объявления по всей стране и можно отправить покупателю вещь посылкой в любой город.
Да, и они до сих пор существуют. Причем практически в каждом большом городе. Распродажа идет, как правило, по выходным. Чтобы занять выгодное место, торговцы приезжают порой в четыре-пять часов утра, когда еще темно. Здесь, среди разного на первый взгляд хлама с бабушкиных антресолей, можно найти по-настоящему редкие антикварные вещи. И истинные знатоки часто приезжают на "блошки", чтобы еще до потока посетителей что-то ценное и редкое найти, а потом перепродать. Порой и в сотни раз дороже. Например, редкие часы, пластинки, газеты.