Поехали: по ЦКАД запустили движение беспилотных грузовиков

Движение беспилотных грузовиков на М-11 Москва - Санкт-Петербург начиналось всего с трех КАМАЗов, сегодня по трассе уже ездит 67 робофур, а до конца года их будет около 100, сообщил первый замминистра транспорта Валентин Иванов. Такой рост показывает, что и промышленность, и грузоперевозчики заинтересованы в развитии беспилотного сообщения. "В следующем году готовимся открыть беспилотное грузовое сообщение на трассе М-12 и к 2030 году протяженность наших беспилотных коридоров должна составить порядка 20 тыс. км", - рассказал он.
Для федерального проекта "Беспилотные логистические коридоры" правительство одобрило введение экспериментально-правового режима, который позволяет отрабатывать все аспекты нового направления. Одно можно сказать точно - высокоавтоматизированные грузоперевозки - уже не просто пилотный проект, а коммерчески прибыльный бизнес. Беспилотники прошли 7,2 млн км и перевезли около 800 тыс. кубометров грузов. Каждый пройденный километр позволяет доналаживать алгоритмы и цифровые карты, что позволит в конечном итоге прийти к полностью беспилотному управлению автомобилем. Планируется, что это произойдет к 2027 году, пока же водитель должен находиться в кабине.
За почти два года эксперимента аналитики пришли к выводу, что средняя скорость беспилотных грузовиков выше на 11%, а расходы на топливо и комплектующие ниже на 10-14%. "Сейчас нехватка дальнобойщиков на рынке около 30%, поэтому крупные грузоперевозчики с большим интересом идут в этот проект, так как понимают, что за беспилотными перевозками будущее. Благодаря интеграции с трассой М-11, а в будущем и с другими магистралями, создается единая сеть для беспилотных грузоперевозок. Это позволит сократить время доставки на 20-30% и снизить затраты", - отметила директор Ассоциации "Цифровой транспорт и логистика" Полина Давыдова.
Запуск беспилотного движения на ЦКАД особенно важен, так как в столичном регионе расположены склады крупнейших ритейлеров и онлайн-площадок. Концерн "Телематика" изготовил цифровой двойник этой трассы - точную модель автомагистрали, отражающую все изменения дорожной ситуации в реальном времени и позволяющую обмениваться данными между автомобилем и "умной" дорогой. По словам председателя правления "Автодора" Вячеслава Петушенко, все трассы, которые находятся в доверительном управлении госкомпании, строятся с таким расчетом, чтобы они были безопасны и комфортны не только для обычных автомобилей, но и для беспилотных. На ЦКАД сейчас работает более 250 видеокамер, 300 детекторов и около 250 электронных знаков и табло. Кроме того, на дороге нет шлагбаумов, а значит не требуется снижать скорость и подключать оператора при проезде пунктов оплаты. "В будущем планируется запустить движение и по М-12 "Восток". Это обеспечит непрерывный маршрут для беспилотных автомобилей от Санкт-Петербурга до Казани без единого светофора", - подчеркнул он.
В "кармане" на 53 км внутреннего кольца ЦКАД ждут своего звездного часа несколько тягачей с полуприцепами. Внешне они ничем не отличаются от обычных фур. Только если подойти ближе, можно разглядеть на ярко-красной кабине КАМАЗа по бокам некрупные надписи "Беспилотный автомобиль" и несколько прикрепленных радаров и камер. "Машина хорошая", - заверил водитель-испытатель Алексей. Он с декабря возит на ней грузы по М-11 и прорабатывает ее алгоритмы. "Коробка-автомат, сиденье на пневмоподвеске, много полезных функций. Мне нравится. Это ведь мой второй дом, я в этой машине, считай, живу", - поделился он.
По словам гендиректора NATCAR, которой принадлежит грузовик, Ильи Саттарова, все испытатели беспилотников - профессионалы, проработавшие как минимум три года по категории "Е" и прошедшие обучение в инженерном центре компании. "Мало быть опытным водителем - важно квалифицированно давать обратную связь о тех непредвиденных событиях, которые происходили в дороге", - рассказал он. Компания участвует в эксперименте уже почти два года. Начинали с шести беспилотных автомобилей, сейчас их 24. "За это время наши беспилотники не привезли ни одного штрафа", - подчеркнул Саттаров. Также с 2023 года прогрессировали технологии, улучшилась сенсорика радаров и лидаров, повысилась устойчивость связи, которая позволяет машине взаимодействовать с цифровым двойником дороги. "Мы не гонимся за количеством транспорта, мы ставим целью проехать как можно больше километров в разных режимах и условиях, накопить и обработать отклонения и вернуть их новыми алгоритмами в вычислительный центр. Пока нарабатывается технология, испытатель должен держать руки на руле. Но сегодня мы показываем автомобиль, который фактически без участия водителя будет двигаться по трассе", - рассказал гендиректор.
Наконец замминистра Валентин Иванов провозгласил с трибуны: "Движение беспилотного грузового автомобильного транспорта на центральной кольцевой автомобильной дороге разрешаю. Поехали"! И первые робофуры уверенно стартовали с водителями на пассажирском кресле. Из кабины машины это выглядело особенно зрелищно - как будто за рулем находится человек-невидимка. Рулевое колесо само подкручивается, выезжая из "кармана" и перестраиваясь на полосу, дворники работают то быстрее, то медленнее, в зависимости от интенсивности и вида осадков. В этот день автомобили прошли настоящее боевое крещение и мощным мокрым снегом, и брызгами из-под колес обгоняющих. Даже когда стало понятно, что погода явно не порадует, мероприятие решили не переносить, потому что беспилотники должны двигаться при любых условиях, поделился замминистра транспорта Андрей Никитин. "Это путь в одну сторону. Дальше будем только развиваться", - подчеркнул он.
А развитие этого пути можно было увидеть на площадке ситуационного центра Центрального пункта управления сети дорог Автодора, куда в режиме реального времени стекается информация со всех подведомственных трасс. Будто из фантастического фильма, выглядит прототип автономного тягача L5 от компании Navio. Узкая и плоская кабина - как огромный монитор - и в ней вообще не предусмотрено места для водителя. Сейчас образец испытывают на закрытом полигоне, но в компании уверены, что их тягач изменит будущее магистральных грузоперевозок и задаст новые стандарты для отрасли. AI-водитель будет прикладывать оптимальное усилие при торможении и разгоне, что позволит экономить до 15% топлива и снизить себестоимость перевозки до 30%.
Другая российская компания "Эвокарго" уже серийно выпускает малотоннажные автономные электрогрузовики, в которых тоже нет места водителю. Сотни машин задействованы на производственных предприятиях и складах. "Узкая кабина с платформой - базис, на который можно надстроить и тентованный кузов, и борта в зависимости от потребностей заказчика", - пояснил замгендиректора компании Василий Жуков.