Артем Геннадьевич, расскажите подробнее об этой инициативе. На каком этапе ее реализация?
Артем Шейкин: В настоящее время мы активно прорабатываем проект совместно с правительством Амурской области. Видим его как первый в мире международный БПЛА-мост или международный транспортный хаб беспилотной авиации. Предполагается, что он будет использоваться для трансграничной экспресс-доставки малогабаритных грузов весом до 50 килограммов. Идея возникла у нас, и мы сейчас ее продвигаем. Наша цель - обеспечить сбалансированный грузопоток между Китаем и Россией с использованием современных и экологически чистых технологий. Конкретные детали будут определены после достижения договоренностей с КНР.
Так ли необходим дронопорт, учитывая, что уже есть автодорожный мост через Амур, аэропорт Игнатьево, а также традиционный маршрут - понтонный мост, речные суда? В чем преимущества дронов?
Артем Шейкин: Вы правы, в Амурской области достаточно развитая транспортная инфраструктура. Однако дронопорт предлагает уникальные преимущества, особенно в части экспресс-доставки небольших грузов.
Первое - скорость. Дроны могут значительно сократить время перевозки по сравнению с традиционными видами транспорта, особенно в труднодоступные районы.
Второе - экономичность. Беспилотники позволяют снизить затраты на топливо, персонал и другие эксплуатационные расходы. Далее - экологичность. Электрические дроны не загрязняют окружающую среду вредными выбросами. Четвертое - гибкость. БПЛА способны доставлять грузы в любую точку, независимо от наличия дорог и другой инфраструктуры.
Важно понимать, что дронопорт не заменит существующую транспортную инфраструктуру, а дополнит ее, предоставив более быстрый, экономичный и экологичный способ доставки.
Найден ли инвестор, и какова ориентировочная стоимость проекта?
Артем Шейкин: Механизм создания международного грузового хаба для БПЛА еще предстоит определить.
После этого мы сможем перейти к переговорам с потенциальными инвесторами о возможности и условиях создания международного грузового хаба.
Как будет проходить таможенное регулирование отправляемых товаров? Идет ли подготовительная работа с ФТС, ФСБ и другими ответственными структурами?
Артем Шейкин: Не думаю, что таможенное регулирование принципиально будет отличаться от действующего. Однако, конечно, придется проработать ряд нюансов, связанных с особенностями беспилотного транспорта. Это согласования с Федеральной службой безопасности и Федеральной таможенной службой России по открытию пункта пропуска на аэродроме, приведение в соответствие обязательных требований РФ и КНР к сертификации, правилам выполнения полетов, использованию частотного диапазона линий управления и контроля беспилотных авиационных систем (БАС). Плюс предстоит провести дооборудование посадочной площадки, чтобы она соответствовала условиям аэродрома гражданской авиации.
Безусловно, это потребует времени и усилий. Однако уверен, что благодаря тесному сотрудничеству со всеми заинтересованными ведомствами мы сможем успешно решить все возникающие вопросы и создать эффективную систему трансграничной доставки грузов с использованием беспилотных технологий.
Какие виды товаров планируется переправлять через дронопорт и будут ли для этого создаваться новые пункты пропуска?
Артем Шейкин: Строительство инфраструктуры на данный момент не является первоочередной задачей. Сейчас мы сосредоточены на достижении принципиальных договоренностей с китайскими партнерами и проработке нормативной базы. Когда она будет сформирована, рассмотрим все возможные варианты и выберем наиболее оптимальный.
Что касается видов товаров, то это могут быть, например, образцы продукции, комплектующие, электронные компоненты, медицинские препараты, а также товары, требующие оперативной доставки.
Принципиально ли использование дронов отечественного производства?
Артем Шейкин: Межгосударственное сотрудничество в области международной логистики с использованием беспилотных авиационных систем является перспективным направлением развития производства и применения отечественных БАС и, конечно, со своей стороны будем стремиться использовать российские дроны. Однако, уверен, что технологии из Китая также будут задействованы. При этом гармонизация сертификации БАС с обеих сторон станет неотъемлемым условием.
При этом важно уделить внимание обеспечению безопасности. Ведь по Амуру ходят суда, люди отдыхают на набережной, плюс начнет работать канатная дорога.
Артем Шейкин: Безопасность эксплуатации беспилотных авиационных систем является для нас абсолютным приоритетом. Безусловно, будут тщательно продуманы и согласованы все аспекты, связанные с полетами дронов над рекой, вблизи судоходных путей и зон отдыха. Учтем все факторы риска и разработаем меры для их минимизации.
Вместе с тем понимаем, что полностью исключить вероятность возникновения нештатных ситуаций невозможно. В связи с этим еще на этапе проектирования системы грузоперевозок с использованием БАС будет проработана возможность страхования всех перевозимых грузов. Это позволит минимизировать финансовые потери для отправителей и получателей в случае непредвиденных обстоятельств.
Когда ориентировочно заработает дронопорт?
Артем Шейкин: Определение конкретных сроков запуска международного транспортного БАС-хаба на территории Амурской области - задача сложная и требующая всесторонней оценки множества факторов, включая сроки согласования с китайской стороной, разработку нормативной базы, привлечение инвесторов и строительство необходимой инфраструктуры.
Тем не менее мы осознаем стратегическую важность данного проекта для развития российско-китайского экономического сотрудничества и прилагаем все усилия для его скорейшей реализации. Ориентировочным сроком запуска, к которому мы стремимся, является конец 2027 года.
Я уверен, что дронопорт станет важным элементом транспортной инфраструктуры региона и даст мощный импульс для развития экономики.
Между тем
29 марта 2025 года впервые между двумя населенными пунктами - сахалинским городом Оха и Николаевском-на-Амуре в Хабаровском крае, преодолев Татарский пролив, пролетел беспилотный летательный аппарат по правилам гражданской авиации. Полет организовала "Аврора-БАС" - подразделение единой дальневосточной авиакомпании "Аврора". Расстояние перелета - около 150 километров, время в пути - два часа и 20 минут. Маршрут обслуживали пять человек: по два внешних пилота с обеих сторон плюс руководитель полетов.