Эксперт: Промышленность станет драйвером развития Арктики

Развитие логистики и промышленности в Арктике позволит повысить транспортную доступность, устранить инфраструктурные ограничения, диверсифицировать экспорт, реализовать энергетические проекты и в конечном счете улучшить условия жизни за полярным кругом.

Арктика действительно стала зоной притяжения многих государств мира. Территория обеспечивает кратчайший путь странам Азиатско-Тихоокеанского региона к Северному морскому пути. Вместе с тем Заполярье привлекает также с точки зрения научного (для проведения международных исследований), экологического (способствующего развитию туризма) и ресурсного потенциалов.

В Арктической зоне Якутии расположены крупные и уникальные месторождения алмазов, золота, цветных и редкоземельных металлов, угля, ископаемой мамонтовой кости. Однако освоению этой территории мешают экстремальные климатические условия, труднодоступность и отсутствие круглогодичной наземной транспортной системы.

Заметную роль в решении данной проблемы может сыграть промышленность. Яркие подтверждения на территории республики уже есть. Так, создание Западного транспортного узла было обусловлено развитием алмазодобычи в городе Мирный.

Для транспортировки грузов в Арктической зоне Якутии важно развитие Северного морского пути, которое связано с обеспечением вывоза минерального сырья. Таким образом, добывающая промышленность влияет на транспорт в регионе. Объемы извлечения полезных ископаемых и география месторождений, пути доставки оборудования и вспомогательных материалов для добычи ресурсов определяют развитие транспортной инфраструктуры.

Согласен с позицией главы Республики Саха Айсена Николаева, который в ходе Международного арктического форума подчеркивал, что торговый путь должен связать удаленные участки через усиление грузового и ледокольного флотов. Он отметил: "Эффективность экономической модели Северного морского пути будет способствовать развитию арктических прибрежных территорий в том случае, если мы станем повышать меридиональную связанность и мультимодальную эффективность. Только тогда мы получим синергический эффект. Иначе это будет просто линия, по которой начнут ходить иностранные караваны, а мы станем наблюдать за этим как зрители".

Я уверен, что взаимодополняющее развитие промышленности и логистики на арктических территориях Якутии приведет к повышению транспортной доступности, устранит ряд инфраструктурных ограничений, диверсифицируют экспортные направления, в том числе для поставщиков энергоносителей.

Освоению Арктики мешают экстремальный климат и отсутствие круглогодичной наземной транспортной системы

Развитие судоходства в рамках Северного морского пути напрямую связано с реализацией энергетических проектов. Например, порт Сабетта является ключевым транспортным узлом для двух крупнейших из них - "Ямал СПГ" и "Арктик СПГ-2". А модернизация и развитие арктической транспортной системы, включая развитие ледокольного флота нового поколения, обеспечивает всестороннее развитие российского сектора Арктики, повышает транзитный потенциал России, а также способствует улучшению условий жизни коренных малочисленных народов Севера.