Инсценировку с сохранением оригинальной стилистики языка автора написала драматург из Новосибирска Екатерина Гилева.
Автором идеи и режиссером-постановщиком выступила Елена Котихина (Москва), художником-постановщиком Ирина Уколова (Москва), художником по свету Елена Древалева (Москва), музыку написала композитор Александра Костырева (Тверь). В спектакле также звучит музыка Шарля Гуно, любимого композитора Булгакова. И то, что мы видим, и то, что слышим, сплетается в плотную канву, на которой вырастает само театральное действо.
Зрителя вводят в атмосферу спектакля задолго до его начала. В зале не зажигают света, публика в прямом смысле ищет свои места во тьме. В это время на сцене происходят будничные действия - персонажи расставляют какие-то предметы, передвигаются, слышен приглушенный разговор. Ощущение, будто ты наблюдаешь со стороны чью-то жизнь. И наконец, когда действие начинается, на сцену выходят артисты в "живом плане". Это сотрудники захолустной больницы, которые ждут молодого доктора. Он едет на смену опытному и любимому всеми Леопольду Леопольдовичу. С ним и будут его сравнивать, пока не признают как самостоятельного специалиста.
Леопольд Леопольдович - легенда. Он оперировал с утра до ночи, спасал людей, знал все болезни, организовал при больнице аптеку, библиотеку и закупил современные медицинские инструменты. Молодой же выпускник университета не имел никакой практики. Он сомневается в себе, боится ошибиться, уже готов повернуть обратно… Но пациенты идут и идут и деваться уже некуда.
Доктор - единственная кукла в спектакле, созданная художником БГТК Анисой Туманшиной. Ее водят два артиста, причем представляя собой некий симбиоз. Левой рукой персонажа управлял заслуженный артист Республики Башкортостан Александр Верхоземский, правой - молодой артист театра Василий Вольский. Сделано не для оригинальности, а чтобы показать двойственность натуры. Одна его субличность малодушно шепчет на ухо, что ничего не получится, лучше бежать отсюда в город. Вторая уверяет, что все будет в лучшем виде.
А случаи один сложнее другого. Вот привозят искалеченную на сельхозработах девушку. Ее буквально собирают по кусочкам. Как показать это средствами театра кукол? На операционном столе лежит бесформенная груда тряпья, которую скрупулезно складывают, и она уже напоминает забинтованного пациента. А как передать спасение ребенка от дифтерита, когда дыхательные пути очищают от смертоносных пленок? На сцене сверху опускается некое подобие трахеи. Огромная труба - металлический каркас, обтянутый материей, где трепыхаются темно-серые ошметки пленок. И когда врачу удается их убрать, трахея начинает светится.
Все это происходит в полутьме, освещаемой лишь какими-то точечными источниками света. Аналогия с тьмой египетской подчеркивается и музыкой, которую можно с полным правом назвать персонажем спектакля. Кажется, полная безнадега и безысходность. Тем более действие происходит на фоне стрельбы и взрывов. А ведь "Записки молодого врача", если обратиться к оригиналу, произведение, не лишенное юмора.
В спектакле юмор присутствует вкраплениями. Например, в сцене удаления зуба. Происходит эта операция не с помощью стоматологических инструментов, а с использованием клещей и гвоздодера. И когда в руках врача вдруг оказывается челюсть, публика не может удержаться от смеха. Анекдотические случаи из медицинской практики, которые есть в рассказе "Тьма египетская" переданы в речи заезжего доктора, великолепно сыгранного народным артистом Республики Башкортостан Виталием Щербаковым. Кстати, спектакль показал драматический дар артистов театра кукол. Сотрудников больницы сыграли заслуженная артистка Башкортостана Светлана Имамутдинова, заслуженная артистка Башкортостана Илюза Мухитова, Гузель Мухамедьянова и Эмиль Латыпов.
Постановка - настоящий гимн профессии врача. Апофеозом стала сцена родов, переданная в ярких образах. Новая жизнь возникает в виде огромного светящегося шара, которая вырывается из темноты. Возникающий при этом вихрь увлекает и врача, и акушерок, и фельдшера. И эта картина, переданная кинематографическим языком, имитацией замедленной съемки, вызывает бурю эмоций.
Режиссер Елена Котихина неслучайно выбрала для постановки именно это произведение. Не только потому, что ее бабушка была врачом. Прежде чем приступит к постановке, она перечитала огромное количество литературы о Булгакове, посещала его Дом-музей в Москве, узнала много интересных фактов из его биографии.
- Выбрав этот материал, я сама себе бросила вызов. Если бы мне кто-то сказал еще год назад, что я буду ставить в театре кукол спектакль по Булгакову, я бы ни за что в это не поверила, - продолжает Елена Котихина. - Это произведение само буквально "напросилось" в театр кукол, когда я, прочитав цикл рассказов "Записки юного врача", поняла, что Доктор - очень неоднозначный персонаж. Он не один, его много, у него несколько голосов, и это заставило меня задуматься о том, как можно поставить этот материал в театре. Когда от произведения идет импульс, режиссерское решение приходит само собой.
Елена Котихина рассказала также, что главный герой отчасти списан с самого Булгакова.
- "Записки юного врача" - во многом автобиографическое произведение, ведь Булгаков работал врачом в больнице Сычёвского уезда, - говорит она. - Кукла Доктора намеренно получилась похожей на Булгакова и совершенно случайно вдруг оказалась похожей на Гоголя, который был любимым писателем Михаила Афанасьевича. Когда в театрах ставятся спектакли по произведениям Булгакова, частенько начинает происходить какая-то мистика, и нас она тоже сопровождала. У Доктора - необыкновенные, прозрачно-голубые глаза - как и у самого Михаила Афанасьевича, о них неоднократно упоминали в своих рассказах его близкие. Куклой управляют два артиста, что намекает на двойственность и неоднозначность персонажа, на то, как он боролся с собой и своими слабостями.
"Тьма египетская" - это библейское название, но, несмотря на слово "тьма", сам спектакль - о свете, и я надеюсь, что зрители будут уходить из театра, наполненные этим светом.
Как рассказали в литчасти БГТК, произведения Булгакова никогда не ставились в Башкирском государственном театре кукол. Поэтому это был первый опыт как для режиссера, так и для актеров. Елена Котихина отметила необыкновенно теплые отношения, которые сложились у нее в команде за время работы над спектаклем.
С коллективом она познакомилась еще раньше - в режиссерской лаборатории "Театр кукол для взрослых", которая проходила при поддержке Союза театральных деятелей России на базе Башкирского государственного театра кукол в 2024 году, где она представляла эскиз своей будущей постановки по Михаилу Булгакову.