Как умные технологии изменили качество жизни в городах Прикамья

По итогам прошлого года Пермский край занял в рейтинге цифровой трансформации регионов 14 место. Недавно и в краевом центре проанализировали, как идет внедрение высоких технологий в разных сферах городской жизни.
Цифровые технологии упрощают оплату проезда для пассажиров, а перевозчикам дают возможность экономить на зарплате кондукторов.
Цифровые технологии упрощают оплату проезда для пассажиров, а перевозчикам дают возможность экономить на зарплате кондукторов. / Татьяна Андреева/РГ

- Другие субъекты РФ копируют друг у друга цели и задачи трансформации. А у Пермского края есть свои особенности и собственный взгляд на стратегию цифровой трансформации, - с гордостью констатирует Михаил Рожков, руководитель департамента развития бизнеса компании, занимающейся разработкой ИТ-решений для коммерческого и госсектора. - В регионе определили задачи на ближайшие годы: достижение нового качества жизни, вхождение в число лидеров цифровой и экономической сферы, формирование сервисов для граждан и предпринимателей, экосистемной платформы для бизнеса и многие другие.

Автобусы умны, но переполнены

Важнейшим объектом цифровизации в Перми стал общественный транспорт: по словам начальника департамента транспорта городской администрации Анатолия Путина, программа в первую очередь направлена на повышение качества услуг для пассажиров, в частности, действуют различные сервисы информирования, оплаты проезда. В гортрансе используется система навигационного контроля и диспетчерского управления, отслеживающая движение автобусов и трамваев в реальном времени. Также есть программа анализа пассажиропотока по маршрутам, рейсам и дням, и, как заявил Путин, это на 25 процентов повысило эффективность работы перевозчика. Сейчас в Перми появляются умные остановочные пункты, оборудованные информационными табло, видеокамерами и другими устройствами.

Если маршрутная сеть формируется на основании цифрового анализа пассажиропотока, то искусственный интеллект в Перми явно перемудрил

Жителей города, однако, все эти перемены в восторг не приводят. Во-первых, потому что стоимость проезда теперь повышают практически каждый год, и пассажиры предполагают, что в тариф закладывается и стоимость нового высокотехнологичного оборудования. Во-вторых, в Перми периодически исчезают маршруты, в результате салоны автобусов зачастую переполнены, а уехать куда-либо в час пик и вовсе невыполнимая задача. Если маршрутная сеть формируется на основании цифрового анализа пассажиропотока, то искусственный интеллект в Перми явно перемудрил. Кроме того, чиновники могут много и долго говорить о повышении качества услуг, но пассажиры на себе ощутили, что в последние годы в автобусах летом перестали работать кондиционеры, а зимой обогрев - и это тоже качество транспортных услуг.

Одним из достижений в области цифровизации в Перми считается фактически полная ликвидация оплаты проезда за наличный расчет. Да, по безналу платить быстрее и удобнее, перевозчик экономит на оплате труда кондукторов, вот только сбои в работе такой техники не редкость: валидаторы порой отключаются. Оплатить проезд через QR-код или Bluetooth с помощью телефона получается не у всех, а водители наличку больше не принимают.

Домофон не признает своих

Проект "Умный город" реализуется не только в краевом центре. Например, в Березниках, втором по величине городе Прикамья, идет цифровизация жилищно-коммунальной сферы - пока в пилотном режиме проект обкатывают в микрорайоне Любимов. Там уже работает электронное голосование собственников по вопросам управления жилыми домами.

Компании-производители активно рекламируют умные счетчики электричества, воды, газа и тепла и прочее современное оборудование для ЖКХ.

- Одна базовая станция позволяет управлять более чем пятью тысячами устройств, - говорит директор одного из таких предприятий Виталий Гречищев. - Она передает данные на расстояние до 3,5 километра даже из подвалов в условиях плотной городской застройки. Наши решения очень востребованны в ЖКХ и энергетической сфере.

Все это, безусловно, впечатляет, но потребителей напрягает не столько необходимость ежемесячно передавать показания счетчиков, сколько постоянный рост цифр в платежках за ЖКУ. А ведь приобретение и обслуживание умных устройств управляющие компании и ТСЖ тоже осуществляют за счет собственников жилых помещений. К тому же техника порой дает сбой. Например, в интернете завирусился видеоролик, когда гражданин не мог войти в свой подъезд: умный домофон его не узнал и не открывал дверь, в результате разъяренный мужчина ее просто выломал. Самого "героя" это не красит, но и проблема с работой техники налицо.

- Все подобные сервисы создаются ради получения прямых социальных эффектов, то есть чтобы жителям Прикамья стало комфортнее от их запуска, - убежден заместитель председателя Общественной палаты Пермского края Игорь Папков. - Мы постараемся донести до властей необходимость детализации и доработки разделов программы, связанных с цифровой трансформацией.

Информация в копилке

Высокотехнологичное оснащение нового жилья ощутимо влияет на его стоимость: квартиры в домах, где есть видеонаблюдение, умные домофоны, разные датчики, гораздо дороже, чем в обычных многоэтажках. К тому же такие устройства потребляют много электроэнергии, а это опять же затраты жильцов.

Речь не об отказе от новых технологий, а о том, что если бездумно увлекаться цифровизацией ради красивых цифр и отчетов о выполнении нацпроектов, то это может привести к проблемам с содержанием городской инфраструктуры.

Кстати, в США с этим столкнулись раньше, чем в России. Еще десять лет назад Джесси Берст, председатель Союза умных городов, отмечал, что аккумулируется масса информации о работе коммунальных систем, дорожном движении, управлении зданиями, но городские службы пока не знают, что с ней делать.

- Существует опасность использования технологии ради технологии, что приводит к образованию "островков инноваций", несовместимых друг с другом, - предупреждал Берст. - Требуется учесть, что сегодняшнее решение может не подойти для будущего. Поэтому для городов важно начать с небольших успешных проектов, а затем на их основе двигаться дальше.

К сожалению, учиться на чужих ошибках умеют немногие, и мы сегодня наступаем на те же грабли. К примеру, на одном из мероприятий в Перми при обсуждении вопросов цифровизации подняли такую тему: что делать со сведениями, получаемыми от беспилотников в сельском хозяйстве? Дроны делают тысячи фотоснимков и видеозаписей сельхозугодий, но обрабатывать эту информацию не на чем и некому, и как ее использовать, фермеры просто не представляют.

Мнение

Сергей Богуславский, депутат законодательного собрания Пермского края:

- На мой взгляд, для успеха цифровизации нужно решить ряд вопросов. Первый - обеспечение доступа к цифровым сервисам: не все жители отдаленных поселков имеют даже сотовую связь и интернет. Второй - импортозамещение программ, обеспечивающих критическую информационную инфраструктуру. При этом властям и бизнесу нужно анализировать данные, получаемые посредством цифровых сервисов, и с помощью этой информации достигать поставленных целей. Третье: в нашем регионе реализуется много проектов цифровизации, но в основном в краевом центре. Нужно, чтобы ИТ-компании активнее продвигали и в небольших муниципалитетах не столько сам продукт, сколько позитивный эффект, получаемый от его внедрения.

Между тем

По данным Минцифры РФ, за последние шесть лет ИТ-индустрия стала одной из самых быстрорастущих отраслей российской экономики, ее вклад в ВВП увеличился почти в два раза. Сейчас в ней задействовано около миллиона работников. Число записей в реестре российского софта с 2020 года выросло в пять раз. К концу прошлого года жителям России стали доступны около 200 социальных услуг на электронных платформах, как федеральных, так и региональных, и муниципальных.