В Новосибирском государственном университете создают проекты, которые могут изменить рынок ИТ.
"Университетская среда позволяет превращать идеи в проекты, минимизируя риски. Студенты тестируют гипотезы, учатся управлять неопределенностью и развивают навыки в безопасных условиях. Ошибки здесь - часть обучения, а не повод для критики", - объяснил куратор стартап-студии университета Евгений Иванов. И уточнил: "Раннее предпринимательство - инвестиция в будущее. Студенты осваивают ведение переговоров, управление командой и построение бизнес-моделей до выхода на рынок. Такой опыт становится основой для профессиональных успехов и инновационных решений".
Участники стартап-студии получают универсальные навыки - от управления проектами до переговоров с инвесторами. Имеют доступ к образовательным программам, консультациям менторов. Могут получить гранты на реализацию своих программ.
Одна из ключевых мер нацпроекта "Экономика данных", нацеленного на подготовку ИТ- специалистов, - создание и развитие "цифровых кафедр". Они открыты на базе более 100 российских вузов и позволяют параллельно с основным обучением бесплатно получить цифровую квалификацию.
Очень важно, что такое обучение доступно не только студентам ИТ-направлений, но и археологам, врачам, дизайнерам. Яркий пример тому - Цифровая кафедра в Крымском федеральном университете им. В.И. Вернадского.
Здесь реализуются уникальные образовательные программы, объединяющие науку, технологии и практику. Один из наиболее интересных проектов - интеллектуальная система распознавания заболеваний винограда, адресованная агропредприятиям Крыма и юга России.
"Сегодня сервис по распознаванию заболеваний входит в функционал мобильного приложения "Агротех", разработанного студентами, - рассказала руководитель программы цифровой кафедры "Технологии искусственного интеллекта и анализа данных" Марина Руденко. - Это целый набор сервисов услуг: работа с метеоданными, наблюдение за растениями, распознавание заболеваний и т.п. Приложение уже тестируется крымскими аграриями, в частности мы сотрудничаем с винодельческими хозяйствами.
"Цифровые кафедры" помогают и студентам медицинских профилей. Так, в 2024 году в Кубанском государственном медицинском университете была разработана образовательная программа "3D-моделирование в медицине".
Специально для нее в вузе открыли лабораторию, оснащенную мощным оборудованием, работающим на российском программном обеспечении. Сегодня будущие медики не только проектируют виртуальные модели, но и материализуют их с помощью 3D-принтеров.
"Эта программа - уникальная возможность для студентов освоить сразу несколько современных направлений на стыке теории и практики, - рассказала руководитель проекта Анастасия Ольховая. - Это основы программирования, трехмерное моделирование для 3D-печати и многое другое. Обучающая часть программы практически завершена, впереди - практика и итоговые выпускные проекты".
В университете также планируют открыть курсы по применению в медицине технологий искусственного интеллекта. "Это важный шаг в развитии цифровых компетенций наших студентов", - заметила Анастасия Ольховая.
Студентка педиатрического факультета Анфиса Астафурова призналась, что занятия по новой программе проходят очень увлекательно. "Это не просто цифровые навыки, мы учимся применять их для медицины. Даже если кто-то пока не знает, будет ли этим заниматься дальше, важно понимать, как технологии можно использовать в будущей врачебной практике", - считает Анфиса.
Подготовка ИТ-кадров для российской цифровой отрасли - приоритет национального проекта "Экономика данных". Для таких специалистов предусмотрены льготные кредиты и ипотека, гранты на разработку или внедрение передовых технологий.
Только в 2024 году на бюджетные отделения цифровых направлений были зачислены 125 тысяч человек. Сейчас в 500 вузах на таких отделениях учатся более 600 тысяч студентов. Причем 82% из них уже работают по выбранной специальности, а 70% положительно оценивают свои перспективы в профессиональном развитии.
Все тексты о нацпроектах читайте здесь.