Через год мир будет отмечать столетие со дня мировой премьеры "Турандот", которая, считается, завершила эпоху классической оперы. Но Пуччини вместо финала партитуры оставил 23 страницы крохотных фрагментов и мелких набросков, и сложить этот пазл в цельную картину никто не смог. Конечно, в отсутствие авторского финала у последнего опуса Пуччини есть философско-мистический подтекст для всего оперного жанра в целом. И театральная судьба "Турандот" обретает порой неожиданные повороты, о которых автор и подозревать не мог.
Тяжело болеющий Пуччини хотел, чтобы Риккардо Дзандонаи дописал его оперу, но его сын был против, и выбор пал на Франко Альфано. Его вариант финала и ныне остается самым исполняемым. Но нельзя не признать, что он уж очень "прост" для такой таинственной оперы. И когда семья утратила возможность контроля над наследием, вариантов решения загадки финала заметно прибавилось.
Последняя версия финала спектакля 2024 года написана лауреатом премии "Грэмми" Кристофером Тином для Вашингтонской национальной оперы. До того в 2007 году оперой Пуччини открывался Пекинский национальный центр исполнительских искусств. Было решено создать новый финал оперы - работу заказали китайскому композитору Хао Вэйя. Так, в опере возникло еще больше этнических мотивов, даже появилась еще одна ария у принцессы...
Но самым близким к сути замысла Пуччини пока остается финал, созданный классиком итальянского авангарда Лучано Берио. Он в России до премьеры в Красноярске еще не звучал. Композитор написал его по заказу издателя Пуччини Casa Ricordi. В своем финале Берио полностью использовал музыку Пуччини. Но эти темы растворились до атомарного состояния, почти до неузнаваемости. Центром этой коды становятся оркестровые фантазии, в которых энергия сегодняшнего дня, а не далекий от реальности меланхолично-сладковатый романтизм.
Тут надо заметить, что оркестр Красноярского театра под руководством Дмитрия Юровского звучит прекрасно: все сыграно технически точно и тонко в художественном плане, притом что опера "Турандот" требует большого состава симфонического оркестра, который в кульминациях у Юровского звучит так, будто Пуччини ведет диалог с Вагнером. Оркестр, как это часто бывает, не подвергся сокращению, из-за чего некоторые медные инструменты разместились по порталам сцены, что было без ущерба музыке, а только прибавило общего пафоса, который так любим китайской принцессой.
Такому качеству исполнения сегодня позавидует большинство оперных театров и в России, и в Европе. В самых последних тактах Берио все же возвращается в тональную стезю, и опера завершается мажорным аккордом, что создает магический контраст с той достойной Пуччини, как и музыкальный финал, концовкой, что придумал режиссер.
Сначала действие последовательно развивается по привычной канве либретто Джузеппе Адами и Ренато Симони на основе одноименной очень знаменитой пьесы Карло Гоцци. Лаконичные декорации компенсируют роскошные наряды в восточном стиле (визуальный облик спектакля от сценографа и художника по костюмам Марии Высотской, свет - Руслана Майорова, видео - Дмитрия Иванченко). Но после сцены смерти Лиу (обе исполнительницы - Анна Авакян и Виктория Маслюкова проникновенны до слез), когда Калаф (звездный, уверенный в себе красавец Иван Гынгазов, чей образ очень подходит для этого спектакля, и солист красноярской труппы, более лиричный Мэргэн Санданов) остается наедине с Турандот (статная Ирина Окнина из "Геликон-оперы" и молодая Алена Диянова из Владивостока, удивившая своим изумительным мощным и красивым голосом) и настаивает на любви, высокомерная принцесса внезапно раскрывает свою "страшную тайну": она не способна ходить и навсегда прикована к паланкину, в котором ее носят слуги.
Ужас, с которым это известие воспринимает Калаф, с одной стороны, очень созвучен музыке Берио, а с другой - оказывается еще одной жестокой провокацией надменной красавицы. Ибо в финале Турандот легко поднимается и прохаживается модельной поступью. Но только не подумайте, что ее исцелила любовь. Бутафорские ноги, как использованный карнавальный костюм, напоказ всем остаются лежать на "троне". И, быть может, она уже способна полюбить Калафа, но в ответ за все издевательства он готов лишь на притворные чувства ради статуса и богатства. Наказание за грехи неотвратимо...