Корпоративная анимация помогает продвигаться петербургским компаниям

Чтобы заявлять о себе на более широкую аудиторию и продвигать собственные бренды, компании и заведения в сфере культуры делают ставку на нетривиальные инструменты маркетинга. Так, музеи по всей стране участвуют в образовательном цикле "Воробьи в музее", который создает анимационная студия "Паровоз". Недавно вышла серия о Русском музее. Создание качественной заказной мультипликации - весьма капиталоемкий формат бренд-коммуникации, но способный приносить пользу компании в долгосрочной перспективе.
Дети рисуют мультфильмы в Русском музее и познают искусство
Дети рисуют мультфильмы в Русском музее и познают искусство / ПРЕСС-СЛУЖБА АНИМАЦИОННОЙ СТУДИИ "ПАРОВОЗ"

Брендированная анимация присутствует на российском рынке довольно давно, хоть и представлена единичными примерами. Изначально корпоративные мультфильмы создавали крупные компании. А сюжеты таких анимаций сводились к наглядному объяснению сложной информации, связанной со сферой деятельности бизнеса. При этом сильный акцент в мультфильмах делался на достоинствах бренда.

Но за последнее десятилетие формат корпоративного визуального контента поменялся. По наблюдениям Ивана Дробышева, руководителя агентства Grechka Media, в последние годы от брендов стало появляться все больше запросов на креативный, "нелинейный" контент. Как раз к этой категории и относятся корпоративные мультфильмы и мини-сериалы.

В Петербурге таких примеров накопилось уже достаточно много. Так, музей современного искусства Эрарта еще в 2013 году снял мультсериал о приключениях героев картин великих художников "Черный квадрат". В каждом из эпизодов местом действия становится музей, но сам сюжет развлекательно-юмористический и не имеет навязчивого самовосхваления бренда. Всего в рамках мультсериала вышло 12 серий. Позже Эрарта создал серию видеоскетчей о правилах поведения в музее "Как (не) вести себя в музее Эрарта". Проект включает шесть эпизодов, в которых обыгрываются разные нетипичные ситуации.

Русский музей тоже последние несколько лет создает серию короткометражных мультфильмов об искусстве "Музей: кадр за кадром". Каждая часть анимационного проекта посвящена отдельной тематике. Так, с 2014 года вышли "Музыкальная", "Богатырская", "Авангардная", "Зимняя", "Театральная", "Охотничья" и "Невероятная" истории. Особенность мультсериала состоит в том, что студенты-аниматоры работают совместно со школьниками, которые рисуют всех персонажей и придумывают сюжет для роликов. По задумке авторов проекта, результаты такого творческого сотрудничества должны популяризировать отечественное искусство.

Анимацию используют для продвижения не только музеи, но и театры. Так, "Балтийский дом" в 2020 году создал семейный мультсериал "ПИБ". Главным героем анимационного цикла стал совенок Пиблс из города Сов'Ок. Короткие истории учат маленьких зрителей соблюдать правила и быть вежливыми.

В качестве новой концепции продвижения мультсериал "Котенок Кнопа и его друзья" запустила петербургская компания "Пластмастер", специализирующаяся на изготовлении детских игрушек. Анимация учит маленьких зрителей дружбе и семейным ценностям, а также рассказывает о том, как работает завод.

Как объяснила генеральный директор компании Инга Пластинина, наиболее сложной частью при создании мультсериала стало распространение контента. Конкуренция в этом секторе достаточно высокая, присутствуют сильные игроки, занявшие свою нишу. При этом рост популярности главного героя мультсериала сказывается на развитии всей компании.

- Если изначально маскот создавался для игрушек, то сейчас он выходит на первый план. Мы работаем с собственным ассортиментом, исходя из мультфильма и персонажей, а также планируем выходить на рынок с лицензионным предложением, - говорит собственник компании "Пластмастер" Валерия Акивисон.

Светлана Гардер, основатель агентства продвижения GarderPR, отмечает что людям удобнее воспринимать информацию без необходимости напрягаться и углубляться в детали. И видеоконтент больше всего подходит под эти критерии.

Корпоративная анимация - это нестандартный способ донесения своих ценностей и продвижения бренда, утверждают эксперты. Не каждая компания готова делать свой мультсериал. Поэтому те бренды, которые его создают, ярко выделяются на фоне конкурентов.

- Это способ выйти из скучного жанра и показать, что у бренда есть чувство юмора, характер и он готов разговаривать с аудиторией на ее языке. Это возможность "перегнать" все смыслы, ценности и интонации в одну понятную и визуально приятную форму. Особенно хорошо такой формат работает на стыке HR и внешнего бренда: он помогает и сотрудников вовлечь, и потенциальным кандидатам рассказать о корпоративной культуре не в формате "у нас дружный коллектив", а действительно нелинейно. Однако чаще всего такой заказ превращается в формализм и очень скучный контент, - отмечает Иван Дробышев.

Людям удобнее воспринимать информацию без необходимости напрягаться и углубляться в детали. Как в случае с видео

Эксперт в области маркетинга и массовой коммуникации Игорь Малинин добавляет, что брендированные мультсериалы могут стать для компаний дополнительным источником прибыли через продажу лицензий на производство сувениров, мерча, наклеек и тому подобного. Также корпоративная анимация способствует расширению аудитории бренда.

- Даже если бренд не нацелен на детскую аудиторию, это не значит, что ее не надо цеплять. Многие бренды через мультик растят себе потребителей, которые через 10-20 лет будут заинтересованы в той или иной услуге. Более того, когда ребенку что-то нравится, конечно, родители тоже могут выбрать подобный бренд, - говорит Малинин.

Однако производство корпоративного мультсериала - капиталоемкое предприятие. По словам креативного продюсера и основателя видеоагентства Netclip Катерины Недзвецкой, видеоролики с высокой степенью креатива, детализированной художественной постановкой, сложными локациями и участием известных актеров или режиссеров - это формат так называемого hero-контента, который создается для формирования сильного эмоционального образа бренда.

- Бюджет таких проектов может начинаться от трех-четырех миллионов рублей за серию и увеличиваться в зависимости от масштаба и количества съемочных дней, - говорит Недзвецкая.

Пока эксперты сходятся во мнении, что корпоративная анимация - это точечные эксперименты, которые вряд ли станут массовым трендом.

- Такой формат требует и смелости, и понимания своей аудитории, и внутренней креативной зрелости. Но в нишевых кругах брендированные мультфильмы точно будут развиваться, - заключает Иван Дробышев.