В Петербурге проходит выставка "Василий Садовников. Акварелист пушкинской эпохи"

Акварели Василия Садовникова находились в частных руках и не предназначались к показу.
Акварели Василия Садовникова находились в частных руках и не предназначались к показу. / Пресс-служба Государственного Русского музея

"Василий Садовников. Акварелист пушкинской эпохи", Русский музей, до 14 июля

В Михайловском замке представили 140 шедевров мастера акварельной живописи Василия Садовникова. Большинство картин - из коллекции Русского музея, а 13 произведений для выставки привезли из Эрмитажа, Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Музея архитектуры имени А. В. Щусева и других.

Родившись в семье крепостных крестьян, Садовников, как он о себе говорил, занимался "сам собой". Не имея художественного образования, тем не менее он стал виртуозным акварелистом.

Главной темой своего творчества художник сделал Петербург. С ювелирной точностью он создавал на бумаге как городские пейзажи и панорамы, так и интерьеры особняков знати XIX века. Акварели Садовникова заказывали семьи Пушкиных, Разумовских, Голицыных, Строгановых и Юсуповых. Большая часть его наследия находилась в частных руках, в альбомах и не предназначалась к показу. Именно поэтому Садовников - отчасти неизвестный художник.

В одном из залов собраны петербургские пейзажи, которыми любовались английские монархи на протяжении столетия. Рисунки были увезены в Туманный Альбион в качестве дипломатического подарка. А в советское время коллекция вернулась на Родину.

Любили его акварели и члены императорской семьи. Поэтому в одном из залов собраны картины из альбома, принадлежавшего одному из младших сыновей Николая I. "О значении акварельных пейзажей Садовникова говорит и тот факт, что после смерти жены императора Александры Федоровны дети распределили между собой материалы ее альбома в качестве мемориальных предметов", - объясняет куратор выставки Наталья Соломатина.

В зале, посвященном Петербургу, город предстает самым разным: это архитектурные достопримечательности, новые дворцы и церкви, гулянья и парады. Садовников не лишает деталей ни один памятник зодчества, уделяя внимание каждому элементу лепнины, карнизам колонн и балюстрадам.

Художник часто творил и в петербургских окрестностях. Он писал пейзажи Павловска, Гатчины, Петергофа. Дворцово-парковые ансамбли в работах Садовникова переданы с доскональной точностью. Вода, бьющая из фонтанов, прорисована до каждой капли, сверкающей на солнце. А кроны деревьев детализированы.

С не меньшей подробностью Садовников перенес на бумагу интерьеры дворца князей Юсуповых на набережной Мойки и дома княгини Зинаиды Юсуповой на Литейном проспекте. Многие из этих интерьеров утратили свой первоначальный вид, и о нем теперь напоминают только работы Садовникова. Поэтому особый интерес представляют акварели, на которых изображены парадная лестница, жилые комнаты, готический кабинет и домашний театр. Кстати, некоторые искусствоведы допускают, что для точности художник мог пользоваться лупой. Ведь акварельная техника не дает возможности правки, а тщательность проработки деталей делает картины фантастическими.