Грузоперевозчики ожидают увеличения штрафов в период "весенней просушки"

Владельцы грузового транспорта, который перевозит по России грузы, в том числе первой необходимости, ожидают непомерного роста штрафов за свою работу. Очевидно, что это скажется на росте стоимости товаров для населения.

Вероятность неправомерного получения штрафов увеличилась после того, как владельцы автоматизированных пунктов весогабаритного контроля перенастроили их с учетом весенних ограничений по нагрузке на ось от 3,5 до 12 тонн, в зависимости от региона. Более того, с начала года штраф за перегруз транспортных средств увеличился на 50%, причем размер скидок при оплате в льготный период снизился с 50% до 25% от суммы штрафа. Избежать роста финансовой нагрузки на компании поможет доработка системы контроля за перевозками в период весенних ограничений. Важно равнозначно распределить ответственность между перевозчиками и грузоотправителями, а также отказаться от автоматически вынесенных постановлений, возобновив проверки на дорогах инспекторами ГИБДД и при необходимости - досмотры транспортного средства. Об этом говорится в обзоре транспортных и экспедиционных компаний "АвтоГрузЭкс", "Авто-ПЭК" и ГЛТ ("Глобал логистик транспорт").

Что имеется ввиду под "просушкой"? Дело в том, что каждый год на дорогах в весенний период вводятся ограничения движения большегрузного транспорта. Регионы хотят сохранить дороги в целости и сохранности. Большегрузный транспорт во время таяния снегов может их подпортить. В этом году вероятность получения необоснованного штрафа за превышение установленных параметров в период весенней просушки выросла в два раза, сообщил Вадим Филатов, президент "АвтоГрузЭкс".

Перевозки по региональным дорогам теперь отслеживают автоматизированные пункты весогабаритного контроля, количество которых, согласно данным Ространснадзора, выросло на 23%, более чем до 500 единиц, говорится в обзоре. К настоящему времени владельцы таких комплексов уже установили лимиты по нагрузке на ось исходя из требований в период весенних ограничений.

Теперь штрафы выписываются автоматически, без учета попадающих под исключения грузов - в том числе продуктов питания и топлива. Кроме того, в условиях ограничений, например, в Брянской и Тульской областях, где максимально допустимая нагрузка составляет 4 тонны на ось, перевозчики могут получить взыскание даже за проезд пустой фуры, подчеркнул Дмитрий Иевлев, генеральный директор "Авто-ПЭК".

Не менее острая проблема - отсутствие информации о получении штрафа сразу после проезда через автоматический пункт весогабаритного контроля. По словам Дмитрия Иевлева, компании могут получить уведомление о взыскании через 4-6 недель после завершения перевозки, в некоторых случаях - этот срок доходит до двух месяцев. Из-за этого водитель не может своевременно устранить перегруз, если таковой имеет место быть, и в ряде случаев проезжает с превышением допустимой нагрузки на оси через несколько рамок. Кроме того, если рамка оказалась неисправной, доказать это в суде спустя несколько месяцев, к моменту, когда ее уже могут починить, весьма проблематично.

Наконец, важно отметить, что, если штраф пришел с неисправной рамки, за время, в течение которого перевозчику придет первое уведомление, он может получить еще несколько аналогичных штрафов, которые потом приходится оспаривать.

Еще в прошлом году проезд грузовиков в период весенней просушки контролировали Ространснадзор и ГИБДД, проверки проводились на специально отведенных площадках. Уполномоченные органы изучали содержимое полуприцепа и документы, что исключало получение необоснованного штрафа, в том числе за проезд порожнего транспортного средства или грузовика с продуктами питания, топливом или другим разрешенным к перевозке грузом, пояснил Павел Горбунов.

Кроме того, в этом году штрафы за перегруз транспортного средства увеличились на 50%, до 375-525 тыс. руб., в зависимости от превышения нагрузки на ось. И если ранее в течение 20 дней перевозчику разрешалось оплатить только 50% от этой суммы, теперь нужно оплатить 75% штрафа в течение 30 дней", - сообщил Вадим Филатов, президент "АвтоГрузЭкс" со ссылкой на поправки в КоАП РФ.

Вадим Филатов напомнил, что по итогам первого квартала 2025 года себестоимость грузоперевозок в России выросла на 12%, основные причины: повышение лизинговых платежей на 60 п.п. (до 27-28%), утильсбора - на 75-80% год к году, ремонтных затрат - на 20% год к году, медианного уровня зарплат - на 49% год к году, согласно данным hh.ru и "АвтоГрузЭкс".

Индикатор аналитиков ATrucks, отражающий баланс между предложением и свободным транспортом на рынке упал на 18 п.п. год к году и к 31 марта достиг минус 8. Средний уровень тарифов на рынке снизился на 13,3% год к году, до 74,1 руб. за км, по состоянию на 31 марта, согласно данным аналитиков ATI.su.

Кроме того, более 60% перевозчиков отрасли и вовсе находятся вне правового поля, демпингуя за счет оптимизации налогов и сборов. Разница в тарифах между транспортниками, работающими в правовом поле и остальными компаниями доходит до 20%.

"В этих условиях дополнительная финансовая нагрузка в виде растущего числа необоснованных штрафов, может привести к предбанкротному состоянию многих перевозчиков, в результате чего Россия столкнется с нехваткой транспортных средств для доставки грузов. Поэтому важно доработать систему контроля за перевозками в период весенних ограничений", - подчеркнул Вадим Филатов.

Перевозчики уверены, что снизить долю компаний, необоснованно получающих штрафы за перегруз позволит соразмерное с грузоотправителями распределение ответственности за погрузку и разгрузку транспортных средств.

На данный момент грузовладелец может получить штраф только если доказано, что он предоставил недостоверные сведения об отправлении, в остальных случаях, согласно КоАП РФ, взыскание назначается перевозчику, контролирующему погрузку в транспортное средство.

Именно поэтому на практике привлечение грузоотправителя к ответственности возможно только при фактической остановке транспортного средства и проверке товаросопроводительных документов сотрудников профильного ведомства. Если нарушение зафиксировано АПВГК, после завершения перевозки доказать недостоверность сведений от заказчика сложно, добавил Павел Горбунов.

Кроме того, штрафы для транспортных компаний привязаны к конкретному превышению нагрузки на ось - от 10 до 50% и выше, тогда как взыскания для грузовладельцев варьируются от 150 до 225 тыс. руб. без определенной градации, что повышает вероятность получения штрафа в минимальном размере. Именно поэтому на рынке сохраняется большая доля грузоотправителей, которые до сих пор настаивают на доставке отправлений с перегрузом, а если транспортная компания не готова к этому - могут отказать в сотрудничестве, говорится в обзоре.

Кроме того, важно отказаться от автоматически вынесенных постановлений, подчеркнул Павел Горбунов. Обязательным условием должно стать изучение товаросопроводительных документов инспектором ГИБДД, а также при необходимости - осмотр транспортного средства. Такой подход позволит снизить долю необоснованно выданных штрафов за порожний проезд грузовиков, а также за доставку продуктов питания, топлива и других разрешенных в регионе категорий, резюмировал он.

Как отметил президент Ассоциации транспортных экспертов и специалистов Тарас Коваль, преимущества автомобильного транспорта перед другими видами настолько очевидны, что государствам с рыночной экономикой, необходимо либо выдавать субсидии железнодорожным операторам и внутреннему водному транспорту, либо компенсации пользователям пользователям этого транспорта. Оба инструмента - исключение для стран с рыночной экономикой. В России регулированием деятельности автотранспорта занимается минтранс. Но в постановление правительства о работе этого органа власти отсутствуют полномочия о финансово-экономическом регулировании. Поэтому все экономические инструменты используются ведомством в рамках законов о "Безопасности дорожного движения", "О дорожном движении" и "О транспортной безопасности". Это корень проблем работы автотранспортной отрасли.