Как устроен бизнес по разведению и экспорту экзотических животных в Никарагуа

Каждый житель нашей страны, заходя в зоомагазин, обращал внимание на экзотических ящериц, змей и пауков. Но откуда они берутся в северных широтах, где их выращивают и как они попадают на витрины даже в зимнюю стужу? В особенностях этого бизнеса попытался разобраться корреспондент "РГ".
Иван Карташов

Никарагуа сложно назвать лидером международной торговли экзотическими животными. Тем не менее, страна стабильно удерживает свою небольшую нишу на этом многомиллионном рынке, оставаясь при этом крупнейшим экспортером в Центральной Америке.

Здесь всего четыре небольшие компании, работающие более 15 лет в этой сфере, имеют право продавать за границу представителей местной фауны. Экспортировать разрешено только 54 вида. Речь идет исключительно о рептилиях, амфибиях и пауках, выращенных в специальных питомниках. Некоторые из них подпадают под Конвенцию о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС). Но учитывая, что все они выращены в неволе, проблем с их продажей за рубежом не возникает.

"Уже достаточно продолжительное время мы не разрешаем отлов этих видов в дикой природе. Даже для организации их производства", - рассказал "РГ" директор департамента по биоразнообразию министерства окружающей среды и природных ресурсов Никарагуа Рене Кастельон, как выяснилось, выпускник Тимирязевской сельскохозяйственной академии.

Именно по этой причине уже 20 лет, как Никарагуа не разрешает экспорт птиц и млекопитающих. Они очень плохо размножаются в неволе, в отличие от ящериц, змей, лягушек и пауков.

Запрещен вывоз и ядовитых представителей местной фауны. Есть виды змей, такие как Чернопоясный сколекофис и Поперечнополосатая королевская змея, которые по внешней яркой окраске очень похожи на своих ядовитых собратьев, но относятся к семейству ужеобразных, то есть являются неядовитыми.

"Мы не разрешаем экспорт ядовитых видов, в первую очередь, ядовитых змей. Да, конечно, пауки вырабатывают яд, но для человека укус таких пауков не опасен, он может лишь вызвать аллергическую реакцию. В питомнике ты мог видеть маленькую красную лягушку - Маленький древолаз (на испанском языке ее название звучит как "кровавая лягушка" - прим. "РГ"). В дикой природе она ядовитая. Индейцы раньше обмазывали выделяемым ею ядом стрелы перед охотой. Но яд у нее вырабатывается, только когда она ест определенный вид муравьев. Если ее кормить другими насекомыми, она становится неядовитой", - объяснил Рене.

Главное не бояться

В питомниках, где выращивают на продажу экзотических питомцев, налажен полный цикл производства. Рядом с рептилиями, земноводными и пауками разводится и корм для них - различные тараканы, жучки, гусеницы и даже мыши с крысами, чтобы кормить змей.

Как у любого вида деятельности, у разведения ящериц, змей и пауков есть своя особенность. Нужно любить, или как минимум не бояться, не только их самих, но и их корм.

"Я очень люблю этих милых лягушек, ящериц, но у меня до сих пор вызывают отрицательные эмоции тараканы. С ними работает муж. Да и пауков я тоже предпочитаю не трогать", - рассказала о сложностях этого бизнеса хозяйка одного из питомников Дисенья Талавера.

Фото: Иван Карташов

Что сегодня в моде?

Еще одна сложность этого вида предпринимательства - плавающий в зависимости от моды спрос. В 2024 году, например, Никарагуа отправила на экспорт почти 8 тысяч Стеклянных лягушек, хотя годом ранее не было продано ни одной. Поэтому владельцам таких питомников приходится диверсифицировать свою деятельность - другими словами, разводить как можно больше видов, чтобы в один прекрасный момент не остаться у разбитого корыта.

В последние годы в лидерах продаж держатся Красноглазая квакша - миленькая на вид лягушка с красными глазами и большими оранжевыми пальцами - и Иловая желторотая черепаха. В прошлом году их было продано более 20 и 16 тысяч штук соответственно.

В Россию Никарагуа своих питомцев в настоящее время не поставляет. Порядка 70 процентов всех продаж приходится на США. Представителей никарагуанской фауны можно также найти в зоомагазинах в некоторых европейских странах, в Канаде, Японии, Гонконге и на Тайване. В последнее время к местным экзотическим питомцам стали проявлять интерес в Объединенных Арабских Эмиратах, Египте, Лаосе и Вьетнаме.

"У нас был клиент из России, но было очень сложно отправлять туда животных из-за особенностей оформления документов и логистики. Но мы постоянно поддерживаем контакт с Марией, нашим контактным лицом в России, выясняем, изменилось ли что-то в процедурах, появились ли возможности по организации доставки", - рассказала Дисенья.

Семейный бизнес

Разведением экзотических видов в Никарагуа занимаются семьями. Для правительства его поддержка - вопрос скорее социальный. Ведь они создают дополнительные рабочие места в сельской местности.

В этот бизнес приходят по-разному. Дисенья с мужем Эдуардо, например, решили заняться им 20 лет назад после посещения выставки никарагуанской фауны в одном из местных университетов.

А вот Роберто Ромеро, родоначальник этого вида предпринимательства в Никарагуа, вступил на этот путь практически сразу после Сандинистской революции 1979 года.

"После революции страна практически ничего не продавала на экспорт. Я помню, например, что Никарагуа продавала в Коста-Рику лангустов на 450 долларов. Экспорт сахара и кофе был парализован. Тогда я подошел к одному из лидеров революции и сказал, что знаю про бизнес, который может приносить по 30 тысяч долларов каждые две недели", - рассказал Роберто.

На начальном этапе, когда все переводы в Никарагуа из США были заблокированы, приходилось использовать различные схемы обхода этих санкций. Деньги за продажу питомцев поступали на личный счет Роберто в одном из американских банков, затем он переводил их в немецкий банк в Панаме. А там на эти средства приобретались грузовые автомобили, в которых Никарагуа тогда крайне нуждалась.

Сегодня Роберто уже не так молод, поэтому всеми техническими и административными вопросами в питомнике занимается его сын.

Каждый год Никарагуа продает экзотических видов приблизительно на 400 тысяч долларов. Но, как и в любой другой сфере, меньше всего зарабатывает сам производитель.

"Когда я декларирую этого лягушонка, я говорю, что его цена, например, 3,5 доллара. Но я также оплачиваю услуги ветеринара, таможенные сборы, логистику, страховку", - пояснил Роберто особенности бизнеса. Свою долю имеют и посредники. В итоге, в зоомагазине в Европе или Азии, например, питомец уже будет стоить 35-50 долларов.