Театр "Геликон-опера" отпраздновал 35-летие. Награды в номинациях в шутку вручили не певцам, а оперным героям

Гала-спектакль по случаю юбилея "Геликон-оперы" дали с чувством юмора
Билеты практически на все спектакли театра уже проданы до конца сезона. Сегодня "Геликон-опера", придуманная и основанная 35 лет назад (а в сумме числа "3" и "5" дают "8", знак бесконечности) 22-летним выпускником режиссерского факультета ГИТИСа Дмитрием Бертманом, - один из самых знаменитых в России, известный в мире и любимый в столице оперный дом. День рождения встретили торжественно - гала-церемонией под интригующим названием "Мой оперный герой".

Яркая и красивая история театра начиналась с короткометражных постановок, которые были в России практически неведомы. Первой постановкой 10 апреля 1990 года тогда еще, конечно, бездомной труппы всего из десятка человек в Центральном доме работников искусства стала "Мавра" - российская премьера оперы Стравинского. На тот момент в труппе было всего пять солистов, и пять музыкантов составляли оркестр. Тогда соратниками молодого начинающего режиссера стали именитый дирижер Кирилл Тихонов, сотрудничавший с первыми театрами страны, и юная пианистка Наталья Арутюнова.

И за "Маврой" последовали блуждающие по самым разным площадкам "Блудный сын" Дебюсси, ставший мировой премьерой, "Туда и обратно" Хиндемита, "Скрипка Ротшильда", написанная учеником Шостаковича Вениамином Флейшманом, "Кащей бессмертный" Римского-Корсакова и, наконец, хитовые "Паяцы" Леонкавалло, поставленные во дворе Дома медика, десятилетия спустя превратившегося в главный зал театра "Стравинский", с опуса которого и возникла геликоновская музыкальная история. А сам Дом медика трансформировался в уникальный многозальный оперный "мультиплекс".

Но еще до обретения своего роскошного здания в маленьком театре стала появляться большая опера: "Пиковая дама", "Травиата", а далее - "Аида", "Кармен". У театра появляются свои главные художники Игорь Нежный и Татьяна Тулубьева, и "Геликон" обретает свой ни на кого не похожий визуальный образ. А еще и премию "Золотая маска". А репертуар преумножают "Евгений Онегин", "Царская невеста". А потом "Сказки Гофмана", "Севильский цирюльник" и "Фальстаф", "Мазепа", "Борис Годунов" и "Любовь к трем апельсинам".

Театр еще не достиг совершеннолетия, за его дирижерским пультом первые шаги в профессии делают молодые Теодор Курентзис, Энрике Маццола, Константин Чудовский, которые сегодня играют ключевые роли в мировом музыкальном процессе. А первую дирижерскую "Золотую маску" театру приносит Владимир Понькин за работу над "Леди Макбет Мценского уезда". В 2000 году геликоновской "Летучей мышью" дирижирует Мстислав Ростропович, а три года спустя Геннадий Рождественский ставит "Средство Макропулоса". И снова впервые, уже в 2017 году, народный артист СССР Владимир Федосеев дирижирует оперой в России, возвращая на геликоновские подмостки "Пиковую даму", и занимает позицию музыкального руководителя и главного приглашенного дирижера театра.

Спектакли "Геликон-оперы" всегда очень зрелищны и насыщены эмоциями. Фото: Антон Дубровский

Абсолютно новый театр, обладающий невероятно притягательным обаянием, постоянно поддерживают многие выдающиеся музыканты. В этом списке - Пласидо Доминго и Хосе Каррерас, Мария Гулегина и Ольга Бородина, а Дмитрий Хворостовский и вовсе очень дружил с Дмитрием Бертманом. Когда театр повзрослел и, наконец, пройдя непростые испытания, решил свой "квартирный вопрос", на его сцене выступают немало мировых звезд - это Хибла Герзмава, Инва Мула, Ильдар Абдразаков, Юсиф Эйвазов... Да и сегодня десяток солистов "Геликона" - Елена Михайленко, Светлана Создателева, Алексей Исаев, Иван Гынгазов, Игорь Морозов, Алексей Тихомиров и другие - желанные гости на самых разных сценах страны и мира.

За три с половиной десятилетия "Геликон" научился и стойко преодолевать трудности, и искренне радоваться успехам. Окрепла в театре "дИмократия" - совершенно особый, очень дружелюбный стиль общения в театре, который редко в действительности бывает за кулисами. А репертуар стал огромным, сравнимым по объему и разнообразию разве что только с Мариинским театром. Как и положено в день рождения, да и по случаю красивой даты, устроили веселый праздник - организовали шуточную церемонию чествования не артистов, как это обычно бывает, а тех, кто им дает работу и приносит славу - оперных героев в семи номинациях. Они оказались самыми неожиданными, будто на радость прокурорам или психиатрам, не лишенным чувства юмора, - "Самый отъявленный оперный злодей", "Самая драматичная смерть на сцене", "Лучшая оперная куртизанка", "Самый верный слуга", "Лучший романтический герой-неудачник", "Самая сильная женская роль", "За вклад в развитие оперного безумия".

По случаю юбилея шуточно чествовали не артистов, а оперных героев, которые приносят им славу

Все четыре праздничных вечера побеждали разные персонажи. Особое умиление вызвал робопес Цербер, выносящий таблички с именами победителей: Скарпиа, Баттерфляй, Виолетта, Ленский, Герман и другие.

Совершенно исключительных аплодисментов удостоился один из первых солистов театра Вадим Заплечный, исполнивший ариозо Канио. Присутствовали в зале и другие солисты, что стояли у истоков театра. Например, Елена Качура - уже в статусе управляющей творческим коллективом. Наталья Загоринская волновалась за молодых певцов в качестве наставницы Молодежной программы "Геликон", есть в театре и такой годовой курс, и ставший уже знаменитым конкурс молодых режиссеров "Нано-Опера". И даже программа шествия над пингвинами Московского зоопарка.

Поздравляя с юбилеем, остается только пожелать театру новых талантливых спектаклей, неизменной любви публики и, конечно, все свои следующие дни рождения встречать неизменно в родных стенах в окружении преданных коллег и поклонников.