Вербное воскресенье: о чем праздник, что надо делать с вербой, а что нельзя

13 апреля 2025 года православие отмечает праздник Вход Господень в Иерусалим, или Вербное воскресенье. Отчего-то сейчас название "Вход Господень в Иерусалим" чаще услышишь в церкви - видимо для многих имя праздника и его суть пока еще непонятны. Хотя ничего сложного тут нет, объяснение ниже. Зато народное наименование дня - Вербное воскресенье - сегодня на главных страницах всех СМИ.
Виталий Аньков/РИА Новости

Какие только заголовки не встретишь! "Что надо обязательно сделать с ветками вербы в Вербное воскресенье, а что делать нельзя - большой грех", "Зачем ветками вербы хлестать родственников на Вербное воскресенье", "От каких болезней из освященных в Вербное воскресенье веток вербы заваривают чай?", "Как и когда надо срезать вербу к Вербному воскресенью, чтобы не было беды", "Что делать, если позабыл освятить вербу к Вербному воскресенью", и даже совсем дикое: "Почему в Вербное воскресенье нельзя покупать вербу в магазинах". Стоит ли удивляться, что в запросах поисковиков с утра 13 апреля появляется и вовсе заполошно-пугливое: "Где найти (купить) освященную вербу 13 апреля 2025 года?"

Видимо это результат того, что с самого утра воскресенья соцсети наводняют картинки с поздравлениями на фоне тоненьких прутиков, украшенных пушистыми комочками. И такое ощущение, что праздник про нее, про вербу, что верба - главная. Но все не так.

Что главное в праздничные дни Лазаревой субботы и Вербного воскресенья?

Два праздника, предваряющие Страстную неделю (14 - 19 апреля 2025) - вчерашняя Лазарева суббота и сегодняшний Вход Господень в Иерусалим - не про растение из семейства ивовых, они про Спасителя, про Иисуса Христа. Поэтому не "что главное", а Кто главный. Иисус Христос. Поэтому и рассматривать праздники надо в единстве. Лазарева суббота, установленная в честь воскрешения "четырехдневного Лазаря", то есть Лазаря, умершего четыре дня назад, Лазаря "уже смердящего", напоминает нам о том, что Иисус сильнее смерти, что смерть не властна над Ним.

А Вербное воскресенье посвящено вовсе не вербе, а триумфальному въезду Христа в Иерусалим за шесть дней до иудейской Пасхи, то есть за шесть дней до Его Распятия. Жители Иерусалима встречали Христа в тот день необычайно торжественно, как царя, но то был путь не к царству, а на страдания. Именно поэтому праздник Вход Господень в Иерусалим предваряет Страстную неделю.

Есть ли пост в праздники Лазаревой субботы и на Вербное? Что происходит в храмах в эти дни?

"Вход Господень в Иерусалим". Пьетро Лоренцетти, 1320 год. Фото: wikipedia.org

Лазарева суббота и Вербное воскресенье проводят границу между сорокадневной частью Великого поста и Страстной неделей. И хотя на календаре все еще Великий пост, в честь этих двух праздничных дней пост ослабляется. Богослужения в этот день особо торжественные, а Вербное воскресенье отличается еще и тем, что на утренней Божественной литургии верующие стоят с веточками вербы, которую потом принесут домой.

Традиция связана с тем, что во время торжественного въезда Христа в Иерусалим жители города устилали дорогу Спасителя пальмовыми ветвями - в знак приветствия. В России пальмы не растут, поэтому верующие утром в день праздника Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье) приветствуют Христа веточками молодой распускающейся вербы. Ведь верба расцветает в наших широтах одна из первых. И даже если Пасха, дата празднования которой каждый год разная, будет ранней, а весна, наоборот, поздней, даже в такие годы верба за неделю до Пасхи, к Вербному воскресенью, уже расцветает! И в праздник Входа Господня в Иерусалим верующие встречают Христа именно расцветающими веточками вербы. "Освященными" веточками.

Где взять "освященные веточки вербы"? Когда и где их "освящают"?

Конечно, если вы живете в городе, то вербу лучше купить заранее, до вечера Лазаревой субботы (12 апреля), ведь "освящают" веточки вербы в храмах во время вечерней службы именно Лазаревой субботы. Если же вы живете там, где верба растет, то правильнее аккуратно срезать, а не ломать молодые побеги вербы с зеленовато-желтыми или белыми пушистыми комочками. Потому что какими бы благими пожеланиями мы не руководствовались, калечить дерево, ломая его - это не по-божески. Но даже если вы не успели, забыли это сделать - не беда. И точно не "большой грех", как утверждают некоторые СМИ. О том, что делать в таком случае - чуть позже.

Сначала про то, как происходит "освящение"? На самом деле фраза "освящение веток вербы" имеет чисто бытовой, а не церковный смысл. Чин (то есть порядок, последовательность) действий, который проделывают в храмах над ветками вербы, очень короткий. Сначала священник крестообразно кадит на вербы ладаном, потом читает специальную молитву, затем окропляет веточки вербы святой водой. Причем в церкви наши вербочки получают торжественное имя: "вайи". Так в Евангелии называют ветви финиковой пальмы, и именно этими пальмовыми ветвями приветствовали иудеи Христа, въезжающего в Иерусалим более двух тысяч лет назад. Так вот, в молитве, которую священники читают над вербой, нет ни слова об освящении или благословении верб. Смысл этой молитвы сводится к словам: "… и нас, по подражанию онех (то есть нас, в подражание людей, встречавших Господа ветками), в предпразднственный сей день, ваия и ветви древес в руках носящих, соблюди и сохрани". Таким образом, Церковь видит в этом действии благословение, в первую очередь, людей, несущих в руках ветви деревьев, а вовсе не самих веток вербы! Интересно, что кропление святой водой, которое совершается после прочтения молитвы, является поздней традицией, отражающей уже установившуюся практику.

Таким образом, говоря "освящение веток вербы", мы искажаем суть церковного события, но поскольку фраза прижилась в быту (во многом благодаря журналистам), будем употреблять эту фразу и в нашем тексте, помня, что святыми веточки все же не становятся. "Освященная верба" - это овеществленный символ, знак того, что мы приветствуем Спасителя, стоя и молясь в храме в праздник Входа Господня в Иерусалим.

Итак, первое "освящение" веток вербы происходит в храмах в субботу вечером. Но поскольку желающих "освятить" вербу на вечерней службе субботы бывает так много, для тех, кто не успеет этого сделать, "освящение" веточек происходит и после Божественной литургии Вербного воскресенья.

Что потом делать с "освященной" вербой? Что можно с делать с "освященной вербой", а что нельзя?

"Освященные" вербы потом бережно несут домой, где ставят их у иконостаса. И хотя называть "освященные" ветки вербы святынями неправильно, принято относиться к ним с благоговением, и, если они пожухли или сломались, вербные побеги не выбрасывают, а сжигают.

Что касается "традиций" бить, хлестать такими вербными ветками близких, чтобы, якобы, придать им здоровья, или подметать "святыми вербами пол в доме - ради благополучия и богатства", или настаивать эти ветки в воде (и тем более на водке!), то все эти благоглупости - результат разгулявшейся фантазии авторов, и к Церкви они никакого отношения не имеют.

Что делать, если вы не успели "освятить" вербу? Что будет, если у вас "освященной" вербы нет?

Но что делать, если вы не сумели освятить вербу к Вербному воскресенью? Ничего страшного, освященные прутики можно попросить у верующих в храме, никто не откажет, все с радостью поделятся. А если и на Вербное воскресенье в храм не пришел и потому остался без вербы? Убиваться бессмысленно, впереди Страстная неделя, поэтому, понимая, как часто нас засасывает суета, отдаляя от Бога, распланируйте свое время заранее и постарайтесь прийти на богослужения в эти Великие дни.