Крабовые палочки больше не импортные. Россия вошла в топ-5 мировых производителей сырья для этого продукта

Россия за пять лет в 15 раз увеличила производство сырья для крабовых палочек
Крабовые палочки больше не импортные. За пять лет Россия в 15 раз увеличила выпуск сырья для этого продукта и вошла в топ-5 мировых производителей. Теперь мы не только полностью обеспечиваем свои потребности, но и активно экспортируем сурими (пастообразный фарш для изготовления крабовых палочек).
Фарш из минтая используется не только в крабовых палочках. Есть и рыбная колбаса, и лапша.
Фарш из минтая используется не только в крабовых палочках. Есть и рыбная колбаса, и лапша. / РИА Новости

С начала года российские рыбаки произвели 41,4 тыс. тонн сурими из минтая (плюс 37% к тому же периоду прошлого года). По итогам года удастся достичь показателя в 85-90 тыс. тонн, из них примерно 15-17% будет произведено из свежего сырья на береговых заводах Дальнего Востока, оставшаяся часть - на судах-процессорах в море, рассказал "РГ" президент Ассоциации добытчиков минтая Алексей Буглак.

Уже по итогам 2024 года Россия вошла в топ-5 крупнейших производителей сурими. Такого результата российские рыбаки смогли добиться всего за четыре года: до 2020 года наши компании эту продукцию не производили и использовали исключительно импортное сырье, отмечает Буглак.

Рост производства обусловлен высоким спросом на российское сурими как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Сегодня это один из самых перспективных видов продукции из минтая, считает эксперт. По данным исследовательской компании NTech, продажи сурими (крабовые палочки, мясо, замазки) в 2024 году выросли на 24,2% в деньгах и на 13,8% в натуральном выражении. Эти продукты занимают 8,5% всех продаж в категории "Рыбная продукция" в деньгах и 11,2% в натуральном выражении. Причем сурими используется не только в крабовых палочках. Сейчас на полках можно найти и рыбную колбасу, и лапшу, и различные снеки из сурими.

"На внутреннем рынке мы полностью закрываем спрос континентальной переработки (она производит конечный продукт для потребителя): по итогам прошлого года на внутренний рынок было поставлено 21 тыс. тонн сурими - в 1,9 раза больше, чем годом ранее. Это немногим меньше трети отечественного выпуска в 2024 году", - рассказывает Буглак.

Растет также экспорт этой продукции: Россия - поставщик номер один на рынок Китая, такого же результата российские рыбаки хотят добиться и в Республике Корея.

К 2028 году производство сурими вырастет еще вдвое - до 160 тыс. тонн, прогнозируют в Ассоциации судовладельцев рыбопромыслового флота (АСРФ). Спрос на готовые продукты и полуфабрикаты растет. Одновременно растет внимание к пищевой ценности продуктов. Богатые белком, микроэлементами продукты из высококачественного сурими отвечают обоим этим запросам, поясняют в АСРФ .

Перспективным каналом повышения внутреннего потребления продуктов из сурими может стать система государственного и муниципального питания (больницы, санатории, школы, силовые ведомства). АСРФ предлагает расширить для этой сферы ассортимент закупок рыбной продукции глубокой переработки, включая продукты на основе сурими.