Самые доходные рабочие профессии сегодня - сварщик и крановщик. Самые дефицитные, после строителя, тоже сварщик и крановщик. На них вакансии даже от 200 тысяч рублей в месяц остаются свободными. Особенно если ими интересуются вчерашние школьники. Их "арифметика": зачем горбатиться, если курьером или блогером - а это как раз самые востребованные профессии у молодежи - можно заработать больше? Эксперты говорят о том, что феномен выбора профессии, не требующей образования, породила эпоха "цифры" и соцсетей. Почему?
Сегодня у подростков в чести привычка год отдохнуть после школы. Она зародилась в начале нулевых. С годами у части "уставших" она плавно растянулась до пяти лет. В поисках себя и отдыха парни и девушки от 18 до 24 лет нигде не учатся и не работают, время от времени перебиваясь случайными заработками. Их находят в соцсетях. Самые "ходовые", на языке зумеров, - курьер, личный помощник, маркетолог или логист маркетплейса. По данным Росстата, если пять лет назад нигде не работали и не учились до 11% молодых людей от 18 лет, то сегодня их уже 13,7%.
В отличие от своих родителей - поколения X, ориентированного на социальный успех, который еще недавно олицетворяли профессии юриста и экономиста, зумеры выросли в эпоху интернета и тяготеют к трансляции успеха без усилий. Культура экспресс-успеха и амбиций заработка "миллиона в день" в совокупности с иллюзией в соцсетях "luxury-жизни" как нормы породили особое зрение зумеров. Они глазам и близким не верят, но верят виртуальному миру Сети. По данным исследований РАНХиГС, соцсети в первую очередь влияют на выбор школьниками профессии, на втором месте - родители, на третьем - друзья и лишь потом - школа.
Именно упование на "цифру" привело к перекосу представлений о том, что хорошо заработать можно не выходя из дома. Это привело к тому, что, по данным исследований РАНХиГС, в год примерно 100 тысяч молодых людей не могут определиться с профессией. В итоге до 45% колледжей и 20% технических вузов недосчитываются желающих там учиться.
Как замотивировать молодежь техническими специальностями, связанными с производством, и вернуть престиж рабочих профессий? Способов достижения цели эксперты видят два. Первый - возвращение в школы системы профориентации, второй - интеграция в образовательное пространство соцсетей и превращение их в инструмент профориентации.
Мнения высказываются разные.
Амет Володарский, омбудсмен в сфере образования при уполномоченном по защите прав предпринимателей при президенте РФ:
- Мы пошли по пути копирования западных и азиатских программ, а ЕГЭ не успевает за запросами вузов и бизнеса. В итоге мы имеем пропасть между программами школ и колледжей с вузами. Это фатальная проблема из-за отсутствия единой программы и единых учебников по каждому предмету.
К счастью, единые учебники для школ уже создаются. Вижу необходимость создать команду из учителей-практиков и экспертов из профильных НИИ для научной проработки учебных материалов и их согласования. Каждый раздел единых учебников должен завершаться контрольными вопросами. Если именно их транслировать в ЕГЭ, то вместо зазубривания успешная сдача экзаменов станет нормой.
Кроме того, в школах нужна сильная система профориентации, но уже на основе модульного образования, когда право выбора разных модулей позволит вернуть смыслы и методы обучения профессии. Я говорю о тех самых известных старшему поколению УПК - учебно-производственных комбинатах и уже современных профклассах, где бы готовили, как раньше, водителей, медсестер, поваров и кулинаров, садоводов и аграриев, IT-помощников, наконец, курьеров и тех же блогеров. И на этом пути неизбежно смягчение условий для поступления в колледжи и техникумы.
Дарья Баркова, HR-профайлер, основатель рекрутингового агентства Unicorn Search:
- То, что нам мешает, должно нам помогать. Соцсети могут и должны раскрывать природу рабочих профессий. Исследования показывают: для их успешной интеграции в образовательное пространство важно качество контента. Однако большинство учителей в стране еще не владеют навыками самопрезентации в интернете, хотя школьники именно через соцсети воспринимают информацию лучше и там ищут, какое будущее выбрать, и оттуда часто черпают свои представления о мире. Увы, пока не преодолен технологический разрыв между педагогами и школьниками. Вторые готовы к использованию соцсетей в профориентации, а первые - нет.
Особенную тревогу вызывает тот факт, что педагоги, работающие в психолого-педагогических классах, также не используют соцсети для презентации своего труда и достижений учеников. Хотя только так можно заменить псевдоэкспертов, так называемых "инфлюенсеров", настоящими профессионалами - педагогами, которые выносят суждения, а не мнения. Не подтасовывают факты, а проводят основанный на научном подходе критический анализ ситуации. И тогда даже блогеры, направляемые профи, смогут послужить возвращению престижа рабочих профессий. Только сопоставление идей позволит вернуть систему профориентации. Той самой, цель которой, как и образования, состоит в формировании у молодого человека устойчивого мировоззрения.
Колледжи ждут студентов. Но и выпускники школ все же гораздо чаще, чем лет пять назад, выбирают среднее профобразование - и после 9-го класса, и даже иногда после одиннадцатого. Уже два года в России действует федеральный проект "Профессионалитет". В тесной связке работают колледжи и работодатели, чтобы выпускник получил не только качественные знания и навыки работы, но и саму эту работу - на одном из предприятий-партнеров. А их уже более 2 тысяч. Государственные и частные компании проводят практические занятия, организовывают стажировки для студентов. В проект инвестировано уже свыше 6 миллиардов рублей.
"Федеральный проект "Профессионалитет" - гордость российской системы среднего профобразования, флагман в подготовке кадров для обеспечения технологического лидерства страны, - отметил министр просвещения Сергей Кравцов. - Программы обучения максимально адаптированы под современные экономические реалии, под запросы конкретных работодателей".
Студенты и преподаватели работают на современном оборудовании, аналогичном тому, на котором выпускникам предстоит работать на производстве.
До 80 процентов учебных программ отводится в колледжах "Профессионалитета" на практику. Именно такая интенсивная подготовка придает "вес" выпускнику на рынке труда и уверенность в завтрашнем дне.
"Сегодня кластеры "Профессионалитета" объединяют около полутора тысяч образовательных организаций и почти 2,5 тысячи предприятий в 81 регионе нашей страны, - подчеркнул Кравцов. - К 2030 году проект охватит практически все колледжи и более 4 тысяч предприятий".
Подготовила Мария Агранович