По данным биржи грузоперевозок ATI.SU, в первом квартале число заявок на импорт в Россию увеличилось на 35% за год, а на экспорт - на 72%. Значительно вырос спрос на перевозку экспортируемых товаров в Беларусь и Кыргызстан - на 32% и 69% соответственно в сравнении с четвертым кварталом, при этом Казахстан и Узбекистан показали заметное снижение - на 12% и 14%. На импортных перевозках стабильный спрос был на белорусском и китайском направлениях, при этом на доставку из Казахстана, Турции и Узбекистана количество заявок снизилось более чем на треть.
Внутри России количество заявок уменьшилось в годовом выражении на 1%. "Быстрее всего росло количество заявок на грузоперевозки из Карачаево-Черкесии (+143% за год) и Приморского края (+77%). Ряд регионов показал снижение на 20-40%, в том числе Курская (-35%) и Белгородская (-24%) области", - говорится в аналитике ATI.su.
В качестве пункта назначения по динамике спроса лидировали Калмыкия (+52% за год) и Адыгея (+44%), худший результат по числу заявок - у Калининградской области (- 44%). Количество заявок на перевозки в Москву упало на 4% год к году, а в Подмосковье увеличилось лишь на 1%. Спрос на перевозки из столицы сократился на 6%, а из Московской области - на 5%.
Данные компании ПЭК сопоставимы со статистикой аналитиков ATI.su. Несмотря на общее падение показателей, по итогам первого квартала вырос спрос на доставку из Карачаево-Черкесии (+59%), Камчатского (+58%) и Приморского (+30%) краев. Регионы-лидеры среди пунктов назначения: Карачаево-Черкесия (+22%), Ленинградская область (+17%) и Дагестан (+14%).
По международным направлениям в ПЭК отметили снижение спроса на грузоперевозки из КНР - на 6% и Турции - на 8% год к году. Замедлилась динамика доставки между Россией и Казахстаном, что в первую очередь связано с экспортными ограничениями - более 90% грузопотока между странами досматривается на границе, для отдельных товарных групп необходимы специальные разрешения. Единственное направление, на котором компания наблюдает двукратное увеличение грузооборота год к году - Кыргызстан.
При этом, несмотря на стабильные показатели спроса, цены на грузоперевозки демонстрируют негативную динамику. Согласно Индексу ATI.su. FTL РФ, учитывающему данные по ста популярным направлениям, средние ставки по стране к началу апреля снизились на 12,1% год к году, причем это снижение обеспечили последние три месяца (-13% в сравнении с концом 2024 года). На некоторых направлениях перевозки подешевели особенно заметно. Например, между Новосибирском и Хабаровском, Москвой и Ярославлем, Нижним Новгородом и Казанью снижение составило более 25% за год. Перевозки из Москвы в Санкт-Петербург подешевели на 15%, а в обратном направлении - на 13%.
"Снижение ставок - крайне негативная тенденция для грузоперевозчиков. Многие участники рынка говорят о том, что работают ниже себестоимости для сохранения бизнеса. И наши данные подтверждают, что это действительно так: с учетом инфляции, которая, по официальным данным, в 2024 году составила 9,52%, цены на грузоперевозки в реальном выражении снизились примерно на 25%", - сообщил основатель и директор биржи грузоперевозок ATI.SU. Святослав Вильде.
Причиной происходящего он называет дисбаланс спроса и предложения. "В прошлом году в стране значительно вырос объем грузового автопарка. Игроки рынка инвестировали в покупку китайских грузовиков, рассчитывая на то, что рост ставок, который наблюдался с осени 2023 года, будет продолжаться. Но тенденция изменилась - спрос не вырос, а предложение значительно увеличилось", - подчеркнул Вильде.
По словам совладельца и замдиректора ПЭК Вадима Филатова, в первом квартале этого года на рынке внутрироссийских перевозок было зафиксировано историческое значение дисбаланса грузов и доступных транспортных средств. "Индикатор аналитиков ATrucks, отражающий баланс между предложением и свободным транспортом, к 3 февраля опустился до отметки минус 77, даже ниже пандемийного уровня весны 2020 года, что означает существенный дефицит грузов. На данный момент ситуация восстанавливается: показатель вырос на 54%, до минус 23 к 7 апреля. Это связано в первую очередь с предстоящим высоким сезоном в отрасли - схожее соотношение в апреле к февралю мы наблюдаем и по погрузке РЖД", - уточнил он. Если объем грузоперевозок продолжит расти, а тарифы увеличатся хотя бы на уровень инфляции, рынок сможет преодолеть кризис, считает Филатов.