15.04.202512:11

Цены на автомобильные грузоперевозки заметно снизились

В январе-марте количество заявок на доставку грузов автотранспортом из-за рубежа в Россию увеличилось на треть, по сравнению с тем же периодом 2024 года, прирост заказов на экспорт составил 72%. Спрос на грузоперевозки по России остался на прошлогоднем уровне, при этом цены в реальном выражении снизились на четверть.

Рамиль Ситдиков/ РИА Новости

По данным биржи грузоперевозок ATI.SU, в первом квартале число заявок на импорт в Россию увеличилось на 35% за год, а на экспорт - на 72%. Значительно вырос спрос на перевозку экспортируемых товаров в Беларусь и Кыргызстан - на 32% и 69% соответственно в сравнении с четвертым кварталом, при этом Казахстан и Узбекистан показали заметное снижение - на 12% и 14%. На импортных перевозках стабильный спрос был на белорусском и китайском направлениях, при этом на доставку из Казахстана, Турции и Узбекистана количество заявок снизилось более чем на треть.

Внутри России количество заявок уменьшилось в годовом выражении на 1%. "Быстрее всего росло количество заявок на грузоперевозки из Карачаево-Черкесии (+143% за год) и Приморского края (+77%). Ряд регионов показал снижение на 20-40%, в том числе Курская (-35%) и Белгородская (-24%) области", - говорится в аналитике ATI.su.

В качестве пункта назначения по динамике спроса лидировали Калмыкия (+52% за год) и Адыгея (+44%), худший результат по числу заявок - у Калининградской области (- 44%). Количество заявок на перевозки в Москву упало на 4% год к году, а в Подмосковье увеличилось лишь на 1%. Спрос на перевозки из столицы сократился на 6%, а из Московской области - на 5%.

Данные компании ПЭК сопоставимы со статистикой аналитиков ATI.su. Несмотря на общее падение показателей, по итогам первого квартала вырос спрос на доставку из Карачаево-Черкесии (+59%), Камчатского (+58%) и Приморского (+30%) краев. Регионы-лидеры среди пунктов назначения: Карачаево-Черкесия (+22%), Ленинградская область (+17%) и Дагестан (+14%).

По международным направлениям в ПЭК отметили снижение спроса на грузоперевозки из КНР - на 6% и Турции - на 8% год к году. Замедлилась динамика доставки между Россией и Казахстаном, что в первую очередь связано с экспортными ограничениями - более 90% грузопотока между странами досматривается на границе, для отдельных товарных групп необходимы специальные разрешения. Единственное направление, на котором компания наблюдает двукратное увеличение грузооборота год к году - Кыргызстан.

Грузоперевозчики рассчитывают, что в высокий сезон ставки вырастут и отрасль выйдет из кризиса

При этом, несмотря на стабильные показатели спроса, цены на грузоперевозки демонстрируют негативную динамику. Согласно Индексу ATI.su. FTL РФ, учитывающему данные по ста популярным направлениям, средние ставки по стране к началу апреля снизились на 12,1% год к году, причем это снижение обеспечили последние три месяца (-13% в сравнении с концом 2024 года). На некоторых направлениях перевозки подешевели особенно заметно. Например, между Новосибирском и Хабаровском, Москвой и Ярославлем, Нижним Новгородом и Казанью снижение составило более 25% за год. Перевозки из Москвы в Санкт-Петербург подешевели на 15%, а в обратном направлении - на 13%.

"Снижение ставок - крайне негативная тенденция для грузоперевозчиков. Многие участники рынка говорят о том, что работают ниже себестоимости для сохранения бизнеса. И наши данные подтверждают, что это действительно так: с учетом инфляции, которая, по официальным данным, в 2024 году составила 9,52%, цены на грузоперевозки в реальном выражении снизились примерно на 25%", - сообщил основатель и директор биржи грузоперевозок ATI.SU. Святослав Вильде.

Причиной происходящего он называет дисбаланс спроса и предложения. "В прошлом году в стране значительно вырос объем грузового автопарка. Игроки рынка инвестировали в покупку китайских грузовиков, рассчитывая на то, что рост ставок, который наблюдался с осени 2023 года, будет продолжаться. Но тенденция изменилась - спрос не вырос, а предложение значительно увеличилось", - подчеркнул Вильде.

По словам совладельца и замдиректора ПЭК Вадима Филатова, в первом квартале этого года на рынке внутрироссийских перевозок было зафиксировано историческое значение дисбаланса грузов и доступных транспортных средств. "Индикатор аналитиков ATrucks, отражающий баланс между предложением и свободным транспортом, к 3 февраля опустился до отметки минус 77, даже ниже пандемийного уровня весны 2020 года, что означает существенный дефицит грузов. На данный момент ситуация восстанавливается: показатель вырос на 54%, до минус 23 к 7 апреля. Это связано в первую очередь с предстоящим высоким сезоном в отрасли - схожее соотношение в апреле к февралю мы наблюдаем и по погрузке РЖД", - уточнил он. Если объем грузоперевозок продолжит расти, а тарифы увеличатся хотя бы на уровень инфляции, рынок сможет преодолеть кризис, считает Филатов.

Специальный проект RG.RU

© ФГБУ «Редакция «Российской газеты»

Полное или частичное использование материалов возможно только с разрешения редакции.

Учредители: Правительство Российской Федерации, Администрация Президента Российской Федерации