Елена Бехтиева: "Мы за гармонизацию отношений посредством искусства"

Журнал "Русское искусство", выходящий под эгидой Благотворительного фонда имени П.М. Третьякова, - издание с уникальной судьбой. В 1923 году известные деятели отечественной культуры задумали издание, которое должно было рассказывать о достижениях русского искусства не только отечественному читателю, но и зарубежному, выходя на нескольких европейских языках. По не зависящим от авторов идеи причинам удалось выпустить только три номера. Начинание, открывавшее такие перспективы, исчезло в песке времён. По счастью, не навсегда. Через восемь десятилетий издание было возрождено когортой единомышленников-энтузиастов и продолжает выходить, объединяя вокруг себя всех, кому дорого отечественное художественное наследие и продолжающее его традиции искусство современной России. Обозреватель платформы ХУДОЖНИКИ/ ARTISTS, созданной при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, встретился с главным редактором журнала Еленой Владимировной Бехтиевой.
Фото предоставлено пресс-службой журнала "Русское искусство"

- В 1920-е годы в Советской России одно за другим появлялись издания, стремившиеся запечатлеть многообразие художественной жизни страны. С чем, на ваш взгляд, это было связано?

- С задачами, стоящими перед новообразованным государством: ориентироваться на трудовой народ, сделать искусство массовым и доступным, а по сути - глашатаем советской действительности и героических событий революционного прошлого. К тому же это был период НЭПа, подъема экономики, что способствовало расцвету полиграфии.

- Какую нишу в этой панораме занял журнал "Русское искусство"? Какие задачи ставили перед собой отцы-основатели?

- Если говорить о длительности издания журнала, то ниша была довольно скромной: в 1923 году вышло в свет всего три номера. Оценивая же поставленные цели - "являть в свет не зарубежное, а подлинное русское, со всем его великим прошлым и мятущимся настоящим", всемерно содействовать "достойному месту отечественного искусства в мировой художественной культуре", - хочется, как говорится в таких случаях, снять шляпу.

Добавим к этому только несколько имен из состава редакции: Александр Бенуа, Игорь Грабарь, Евгений Замятин, Павел Муратов, Алексей Сидоров, Мариэтта Шагинян, Степан Яремич…

- Как родилась идея возобновить издание журнала? Какую роль в этом сыграл Благотворительный фонд имени Павла Михайловича Третьякова?

- Идея возобновить журнал принадлежала кандидату искусствоведения, старшему научному сотруднику Государственного института искусствознания Ольге Владимировне Костиной. Я и мой муж, Виктор Михайлович Бехтиев, заслуженный строитель России, имевший большой круг знакомств, ей в этом всемерно содействовали. Возрождение журнала произошло в ИД "Эдипресс-Конлига" еще до учреждения Фонда имени П.М. Третьякова. Когда же стало ясно, что даже успешным издателям художественно-просветительский проект не приносит прибыли, то созданный к тому времени Фонд как благотворитель взял "Русское искусство" под свою опеку.

- "Русское искусство" не единственный проект фонда имени П.М. Третьякова?

- Не единственный. Фонд оказывает поддержку различным изданиям Третьяковской галереи, ежегодно проводит вечера памяти семьи Третьяковых, учредил Премию имени П.М. Третьякова "За верность профессии и многолетнее служение русскому искусству" и награждает ею музейных сотрудников, восстановил семейное захоронение семьи Третьяковых на Даниловском кладбище и содержит его в надлежащем состоянии, обеспечивает возможность посещения Третьяковской галереи выздоравливающим в московских госпиталях участникам СВО. В активе Фонда также организация ряда выставок и мероприятий, посвящённых выдающимся деятелям отечественной культуры.

- Что роднит нынешних меценатов с их замечательными предшественниками?

- Определенный уровень благополучия выше средней достаточности, который меняет сознание человека и побуждает его думать уже не о хлебе насущном, а о пользе общественной. На мой взгляд, какие бы ни были времена - мотивация и объем помощи. Хорошо, что не перевелись люди, способные ее оказывать.

- Вы стояли у истоков возрождения журнала и в течение многих лет его возглавляете. Изменилась ли за минувшие два с лишним десятилетия стратегия журнала?

- "Все течет, все меняется" - повторим мудрость античной философии. И если в главном курс "Русского искусства" остается прежним - собирание на страницах журнала национального художественного наследия и популяризация лучшего, что есть в отечественной культуре, - то форма подачи материала отчасти другая - менее академическая, более популярная, адаптированная ещё и для интересующихся искусством. Иным стал объём журнала: начинали со 176 полос, сейчас их 144. Неизменными остаются ежеквартальные выпуски и критерии строгого отбора статей по оригинальности текста, актуальности темы, неожиданному ракурсу.

Фото: Предоставлено пресс-службой журнала "Русское искусство"

- Как выбираются темы, формируется круг авторов? В чём отличие "Русского искусства" от других изданий в этой области?

- Темы выпусков диктуют те или иные события художественной жизни, памятные даты в истории России, юбилеи выдающихся личностей, собственные впечатления от встреч и разговоров с интересными людьми, потребность высказаться по назревшей проблеме… Есть сквозные темы, к которым периодически возвращаемся, но уже с новым материалом. Например, "Вся Россия", освещающая малоизвестные региональные собрания, или "Диалог культур", в программе которого недавно вышел номер "Россия - Китай". Круг авторов за двадцать с лишним лет беспрерывного издания довольно широк. С одними редакция работает чуть ли не из года в год: это сотрудники музеев, преподаватели академий и университетов, историки, журналисты и, конечно, художники. Другие приходят впервые. Я как главный редактор, заботящийся об охвате новой читательской аудитории, всегда радуюсь вниманию к "Русскому искусству", особенно со стороны молодежи, хотя с ними приходится много работать. Журнал демократичен и открыт для всех, кому есть что сказать нового, наполненного смыслом, несущего жизнеутверждающую интонацию.

- Фирменный стиль журнала - тематичность. В чем для вас состоит привлекательность такого подхода?

- В таком подходе не только привлекательность, но и сложность. С одной стороны, разговор ведется по теме и определённой проблематике, весь материал структурирован, а не хаотично выплеснут на страницы номера. С другой стороны - попробуйте увлечь своей идеей и волнующей редакцию темой пятнадцать (количество публикуемых статей) самых разных авторов, каждый из которых занят собственной неотложной работой…. Стараемся действовать по духоподъемной песне Дунаевского и Лебедева-Кумача "Кто весел - тот смеется, / Кто хочет - тот добьется, / Кто ищет - тот всегда найдет!".

- Журнал очень осторожно относится к мейнстримам в современном искусстве, отдавая предпочтение реалистическому направлению во всех его проявлениях. Чем обусловлена такая позиция?

- Тем, что реалистическое направление составляет корневую систему русского национального искусства. Оно определило становление и развитие отечественной школы живописи, создало благоприятную почву для прорастания новых течений и новой изобразительности в искусстве, что убедительно демонстрирует выставка "Передвижники", которая только что завершилась в Третьяковской галерее. 50 лет полноценной творческой жизни художественного объединения! Это и высота поставленных задач, и безупречный уровень мастерства, и десятки блистательных имен! Что сопоставимо с таким явлением? Отсюда внушительная посещаемость и отклик сегодняшнего зрителя, понимающего и принимающего близкие, родные темы, сюжеты, мотивы. Словом, стоим на защите традиционного, нуждающегося в этом на фоне активного продвижения боди-, поп- и прочих арт.

- Острая полемика добавляет очков любому изданию. "Русское искусство" принципиально от этого воздерживается. Вы не считаете ее результативной при нынешнем состоянии российского арт-пространства?

- Да, воздерживаемся, следуя заветам великих предшественников, членов редакционного совета 1923 года: быть "вне линии борьбы". Однако свою позицию в журнале высказываем, как, например, с передачей иконы "Святая Троица" Русской православной церкви. Более того, мы не публикуем статьи, если принципиально не согласны с мнением автора. И без нашего журнала существует масса площадок для столкновений и громких споров… Мы за гармонизацию отношений посредством искусства.

- Что собой представляет читательская аудитория вашего издания?

- Она и нам самим до конца не известна, поскольку значительная часть тиража распространяется через подписные агентства, книжные магазины и музейные киоски, а они дают сведения исключительно по численности. Яснее картина с редакционными подписчиками: это преимущественно люди среднего и старшего поколения, многие из которых - истинные почитатели русского искусства, наши верные друзья. Среди них есть и искусствоведы, и дипломаты, и педагоги, и бизнесмены, и даже спортсмены.

- У журнала нет электронной версии, только печатная. Чем это вызвано?

- У журнала есть свой сайт в интернете, где даётся содержание каждого номера, аннотации всех статей, три из них приводятся полностью. Мы сознательно отказались от полной электронной версии, желая сохранить печатную как драгоценную, а вместе с этим и авторство тех уникальных материалов, которые удалось собрать редакции. Кроме того, на сайте журнала размещается информация о различных выставках и событиях художественной жизни, о заслуживающих внимания книгах по искусству и объектах культурного туризма.

- Читающая публика давно уже привыкла получать любую информацию "в два клика", не особо заботясь проверкой ее достоверности. Редакция видит свою задачу в поддержании высоких критериев подачи информации?

- "Русское искусство" никогда их не утрачивало. Редакция проверяет все имеющиеся в присланном тексте сведения, включая имена, даты, события, места хранения произведений и цитируемые источники. Заботимся о высоком качестве полиграфии и безупречном дизайне. Радеем за "великий, могучий, правдивый и свободный русский язык", чистоту родной речи, "великого русского слова".

- Часто приходится слышать, что эпоха бумажных журналов ушла безвозвратно, и исключения это только подтверждают. Каким вы видите будущее вашего журнала?

- Очень не хотелось бы, чтобы вы оказались правы. Многое будет зависеть от руля и ветрил в общем культурном пространстве, от задач, которые ставятся и решаются на государственном уровне. Кого мы хотим воспитать - потребителей или созидателей? Если во главе угла - коммерция, а не просветительство, то все "разумное, доброе, вечное" постепенно сойдет на нет. Но мы оптимисты, работаем не покладая рук и верим, что "преодолеем трудности будней независимо от условий действительности". Так говорил Илья Семенович Остроухов, принявший на себя обязанности попечителя национальной галереи после Павла Михайловича Третьякова.