Телезрители увидят историю о том, как любимый внук Екатерины II должен был взойти на престол сразу после смерти бабушки. Но, вопреки ее последней воле, Александр уступает трон законному наследнику, своему отцу Павлу I. Это решение становится первым испытанием на пути Александра к власти, открывая перед ним бездну дворцовых интриг, заговоров, смертельных угроз, когда сама судьба бросает Александру вызов - способен ли он защитить Отечество от войны с императором французов, непобедимым до сих пор Наполеоном.
Артём Насыбулин, режиссер, рассказывает: "В центре нашего повествования стоит Александр I. И ничего более интересного, чем личность Александра, для нашего сюжета нет. В первую очередь мы постарались соответствовать историческим фактам, уделив много времени консультациям и работе с мемуарами современников Александра, изучили огромное количество материалов. Но, наверное, самым важным для меня документом явились письма Адама Чарторыйского, его воспоминания о пребывании в России, знакомстве с Александром I. Эти документы не нуждаются в доказательствах. Из них я и почерпнул большую часть информации для себя. Хотя справедливости ради надо сказать, что ни один художественный образ и ни одно художественное произведение, даже опираясь на исторические факты, документальным не будет. Это будет совокупность исторических фактов и вымысла. Мне кажется, в этом и есть творчество и искусство".
Евгений Романцов, исполнитель роли Александра I, раскрывает главную интригу сериала: "В нашей истории много всего: и любовь, и борьба, и боль сердечная, и дружба мужская, и противостояние отцов и детей. Но главная интрига заключается в том, каким Александр был сам по себе, как шел к престолу, как любил, как его любили, какие сложности были на его пути. Он с детства был вынужден вести двойные игры, находясь между двумя воинствующими дворами, несмотря на то, что эти дворы были родственными людьми по отношению друг к другу. Но Александр - большой человек с большим сердцем, очень добрый, открытый, чуткий. Это проявлялось в его намерениях, в отношениях к людям, ко двору, что, наверное, кажется парадоксом в том времени, в том контексте, в обстоятельствах строжайших канонов, порядков, правил. И для меня остается большим удивлением, что в этом всем он сохранил в себе эти качества. Мне показалось, что он - человек компании. Я бы дружил с ним. Александр мне нравится за внутреннюю свободу".
Главные роли в картине также сыграли Фёдор Лавров, Анна Банщикова, Глеб Бочков, Юрий Чурсин, Даниил Спиваковский, Артём Ткаченко, Аня Чиповская, Анна Снаткина, Владислав Ценёв, Филипп Ершов, Анастасия Крылова, Ангелина Поплавская, Полина Гухман и другие. Всем этим артистам для съемок пришлось проходить определенную подготовку: учиться играть на скрипке, вышивать, танцевать, фехтовать, брать уроки этикета и верховой езды, обращаться с оружием. Подготовка к проекту у художников по костюмам заняла не меньше полугода. Во время съемок было использовано около 4 000 костюмов. Примерно 400 из них привезены из Испании. Порядка 60-70 было изготовлено с нуля, включая костюмы для массовки, в основном это военная форма. В костюмах использовалось много вышивки и ручной работы, чтобы при съемке крупным планом не было видно машинной строчки. Вручную была вышита Звезда ордена Св. Андрея Первозванного на мундире Александра I. В сцене убийства Павла I на актере Фёдоре Лаврове был пластический грим, нанесение которого заняло три часа. А исторический консультант фильма Андрей Малов-Гра сыграл в эпизоде, представ в образе российского генерала от кавалерии Николая Депрерадовича. Можно привести в пример и другие факты о съемках сериала, которых собралось немало, но все же самое главное - это то, каким получился окончательный результат. Об этом телезрители вскоре уже узнают.
Эксклюзивное интервью Светланы Крючковой в программе "2ВЕРНИК2", на телеканале "Россия-Культура", 25 апреля в 22:25.
В фильмографии Светланы Крючковой ― десятки образов, от ученицы вечерней школы Нелли Ледневой в "Большой перемене" до бабушки в экранизации повести Павла Санаева "Похороните меня за плинтусом". Если говорить о театре, то уже полвека Крючкова верна БДТ. Первой крупной работой в этом петербургском театре стал спектакль "Фантазии Фарятьева" в режиссуре Сергея Юрского. Она играла и во многих постановках Георгия Товстоногова - "Тихий Дон", "Волки и овцы", "Смерть Тарелкина", "На дне". Артистка также выступает с музыкально-поэтическими программами. А 2025 год для Светланы Крючковой юбилейный. И вот лишь несколько цитат из интервью, которое Светлана Крючкова дала ведущим программы "2 ВЕРНИК 2" Вадиму и Игорю Верникам.
О фильме "Большая перемена":
- Я выходила, оставив сценарий, и в дверях "Мосфильма" лоб в лоб, столкнулась с мужчиной 40-летним. Он: "Вы кто?" Я говорю: "Я ― Света". "А что вы делаете сегодня вечером?". А вы знаете сарафанное радио: в кино снимаются только те, кто с режиссерами… Я сразу в такую защитную позу: "А что вы хотите?". А он говорит: "Я хочу пригласить вас сегодня вечером на репетицию". Я: "Во сколько?". Он: "В восемь вечера". Я говорю: "А кто еще будет?". Он говорит: "А еще будет Кононов и Збруев". Я поняла, это ― два известных артиста. Я Сашу Збруева видела, когда жила в Кишиневе, замечательный артист! И Мишу тоже видела в каком-то фильме. Я пришла, он меня пробовал на учительницу Светлану Афанасьевну.
О БДТ, Георгии Товстоногове, спектакле "Фантазии Фарятьева":
- Пригласил меня: "Хочу вам предложить роль в спектакле Юрского на экспериментальной сцене… Там такая роль ― школьницы". А я была худая, но плечи широкие, руки большие, голос низкий! Говорю: "Георгий Александрович, посмотрите на меня! Я разве похожа на школьницу?". Он говорит: "Нет, не похожа, но нам такая и нужна".
О поэзии:
- Мне говорили: "Кому твои стихи нужны?". Я говорю: "Придет время, и они будут нужны!" Я 55 лет этим занимаюсь, не прекращая…. Я всё время что-то делала, я не сижу без дела и не жду, что мне дадут роль, я ничего не жду. У меня есть три программы, которые я должна сделать, я ― в ужасе: успею ли, хватит ли у меня времени и сил?