Продажи спиртного упали почти на 15 процентов. Эксперты объяснили, в чем причина

Продажи алкоголя в первом квартале упали на 14,7%
Розничные продажи алкоголя (без учета пива, пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи) в России в первом квартале 2025 года упали на 14,7%, до 47,88 млн декалитров (дал), следует из данных Росалкогольтабакконтроля (РАТК). Причина - в повышении акцизов и пошлин (и, следовательно, в подорожании напитков), считают эксперты.
Мария Девахина/ РИА Новости

Самое резкое падение произошло в слабоалкогольных напитках - в 9,3 раза, до 490,8 тыс. дал. Реализация крепких спиртных напитков (свыше 9%) снизилась на 4,4%, до 27,75 млн дал. Продажи водки снизились на 7,2%, до 17,05 млн дал, коньяка - на 12,6%, до 3,1 млн дал. Впервые за несколько лет наблюдается падение и в винодельческой продукции: тихие вина просели на 2%, до 12,98 млн дал, игристые вина - на 4,9%, до 5,1 млн дал, ликерные вина - на 8,8%, до 266,7 тыс. дал.

"Все логично. Импорт падает, потому что подорожал. И падает он быстрее, чем мы можем заместить этот объем, и в тех категориях, где нам сложнее его заместить - в белых и игристых винах. То есть это отсроченный во времени эффект пошлин и акцизов. К тому же на полках сейчас стоит то, что покупалось при высоком курсе доллара конца 2024 года", - поясняет вице-президент Российской ассоциации экспертов рынка ретейла, руководитель WineRetail Александр Ставцев.

На вина из недружественных стран в РФ действует пошлина в 25%. Акцизы были повышены на большинство алкоголя. Например, на тихие вина - с 34 руб. до 108 руб. за литр в 2024 году и до 112 руб. в 2025 году; на игристые вина - с 45 руб. до 141 руб. в 2024 году и до 147 руб. за литр в 2025 году. Акцизы уплачивают и российские виноделы, но они могут получить по ним налоговый вычет.

Подорожание, безусловно, повлияло на снижение потребления. Но также падение продаж объясняется переходом на альтернативные напитки, считает руководитель Центра разработки национальной алкогольной политики Павел Шапкин. Так, из 7,2% снижения продаж водки 1% связан с переходом на настойки, 2% - со снижением потребления, а 4% - с поиском альтернативы (в виде самогона, боярышника и т.п.), предполагает он.

"Далеко не все переключения с импорта идут на российское вино. Покупатель уходит в ликеро-водочные изделия, пиво и сидры", - отмечает Ставцев. Сказались также и ограничения продаж, установленные в отдельных регионах, считает он.

На этом фоне в выгоде оказались российские виноделы (в 2024 году было продано около 0,5 млрд литров - это рекорд за последние 15 лет), пивовары (рост производства составил 4,3% в первом квартале 2025 года), а также производители ароматизированной и газированной пивной браги, считает Ставцев.