Энергостратегия РФ до 2050 года: Как будет развиваться российская энергетика и как документ оценивают эксперты

Глава ФНЭБ Симонов: Энергостратегия РФ ближе к научно-сценарному прогнозу
Правительство утвердило Энергетическую стратегию России до 2050 года, разработанную Минэнерго. По словам главы ведомства Сергея Цивилева, она направлена прежде всего на достижение национальных целей России и сделана для того, чтобы четко понимать, куда мы движемся и каким будет облик нашего топливно-энергетического комплекса (ТЭК) в 2050 году.
ТАСС/ Егор Алеев

Основные надежды развития нашего ТЭК в документе связываются с ростом добычи, внутреннего потребления и экспорта газа, увеличением производства электроэнергии, а также добычи и экспорта угля. В отношении нефти, которая является основной доходной статьей российского бюджета, производственные и экспортные показатели планируется сохранить на существующем уровне. Обращают на себя внимание весьма оптимистичные планы по производству сжиженного природного газа (СПГ), несмотря на усиление санкций против наших предприятий в этой сфере.

Как подчеркивает зампред Комитета Госдумы по энергетике Юрий Станкевич, положения стратегии не являются жестким требованием, предписывающим органам власти принятие обязательных регуляторных норм. Их подготовка - вопрос дальнейших дискуссий. Жизнь, как показывает история, способна вносить коррективы. Стратегия задает лишь долгосрочное направление для работы всех вовлеченных участников, уточняет он.

В документе рассматривается пять возможных сценариев развития, из которых как наиболее вероятные выделяются два - инерционный и целевой. Инерционный (консервативный) сценарий предполагает сохранение сложившихся трендов, методов регулирования и действующих подходов в отраслях ТЭК без значительных инвестиций в их развитие.

Целевой сценарий (приоритетный вариант) предполагает реализацию ряда мер для сбалансированного развития всех энергетических отраслей. Они касаются надежного обеспечения энергоресурсами внутреннего рынка с наименьшими издержками, реализации нашего экспортного потенциала, достижения национальных целей в области климата, а также технологического суверенитета и конкурентоспособности отраслей ТЭК.

Производство сжиженного природного газа в России будет расти, несмотря на санкционное давление

Также в Стратегии рассматриваются еще три сценария, вероятность реализации которых оценивается в "не более чем 20%". Стресс-сценарий, в котором предполагается значительное снижение показателей отраслей ТЭК из-за уменьшения экспорта энергоресурсов в результате усиления санкционного давления. Сценарий технологического потенциала подразумевает максимально возможный рост производственных показателей отраслей нашего ТЭК. Сценарий ускоренного энергетического перехода предполагает возвращение к более быстрым темпам декарбонизации мировой энергетики на основе возобновляемых источников энергии, а также снятие санкций с нашей страны.

Показатели, указанные в Энергостратегии, могут быть пересмотрены. В документе сказано, что значения показателей и параметров за 2037-2050 годы носят оценочный характер и будут уточнены по результатам реализации первого этапа.

Если пробежаться по цифрам, то рост производственных показателей или удержание их на уровне предусмотрены в сценариях: целевом, инерционном и технологического потенциала. Добыча газа растет даже в стресс-сценарии, а экспорт остается на одном уровне. Добыча и экспорт угля снижается только в стресс-сценарии, и, что показательно, незначительное увеличение показателей ожидается даже в случае сценария ускоренного энергетического перехода. Относительно СПГ, помимо уже запущенных заводов: "Сахалин-2", "Ямал СПГ" и "Арктик СПГ-2", ожидается запуск строящегося завода в Усть-Луге, а также запланированных предприятий - "Обский СПГ", "Мурманский СПГ" и "Арктик СПГ-1". Добыча угля вырастет с 438,7 млн тонн в 2023 году до 662 млн тонн в 2050 году, а экспорт - с 212,5 млн тонн до 350,1 млн тонн.

Самая сложная ситуация с нефтью. Даже в инерционном сценарии, в отличие от газа и угля, добыча нефти снижается относительно 2023 года уже в 2030 году - с 531 млн тонн до 523 млн тонн и к 2050 году - до 360 млн тонн. Главным образом это происходит из-за сокращения экспорта с 234 млн тонн в 2023 году до 73 млн тонн в 2050 году. В стресс-сценарии добыча нефти к 2050 году сокращается до 171 млн тонн и обеспечивает только внутренний рынок. В целевом сценарии добыча нефти к 2030 году составит 540 млн тонн, а экспорт - 235 млн тонн и останется на этом уровне до 2050 года.

Инфографика "РГ" / Антон Переплетчиков / Сергей Тихонов

Такой подход вызвал некоторое недоумение в экспертном сообществе. По словам главы Фонда национальной энергетической безопасности Константина Симонова, мы фактически соглашаемся с Европой, что век нефти закончен и мы не способны его продлить. И в этом плане мы радикально расходимся с США, которые более оптимистично смотрят на перспективы нефтяной отрасли. Причем прогнозы минэнерго США сделаны не сейчас, после прихода к власти Дональда Трампа, а еще в период президентства Джо Байдена.

Также недоумение у эксперта вызвало отсутствие в Энергостратегии четкого описания механизмов ее реализации. В том числе касающиеся налоговой политики в нефтяной отрасли. С этим не согласен Станкевич, который отмечает, что среди комплекса первоочередных задач прямо указывается на необходимость обеспечения стимулирующего и предсказуемого фискального режима для нефтяной отрасли, ориентированного на приток инвестиций, в том числе для освоения трудноизвлекаемых запасов и внедрения передовых технологий добычи нефти.

Симонова поддерживает зампред наблюдательного совета ассоциации "Надежный партнер", член экспертного совета конкурса "АЗС России" Дмитрий Гусев, который считает, что в Стратегии нет привязки к исполнителям, четких показателей и ответственности за неисполнение.

Кроме того, по мнению главы Центра анализа стратегии и технологии развития ТЭК Вячеслава Мищенко, в Энергостратегии нет тезисов или положений о суверенизации российской энергетики. Нам необходимо создать экономическую и финансовую платформу для независимого ценообразования на российские ресурсы, даже не только на российские, а на ресурсы тех стран, которые находятся под санкционным давлением. Мы продолжаем использовать западные индикаторы для определения стоимости нашей нефти, западные торговые площадки и биржи для торговли ресурсами и, соответственно, валюту, тот же самый доллар для взаиморасчетов.

Мищенко также считает, что в отношении экспортного потенциала нашего ТЭК стоит ориентироваться не на целевой сценарий, а на избежание стресс-сценария. Санкции с нас никто не снимает. Весьма показательно, что на днях новая администрация Белого дома во главе с Дональдом Трампом продлила антироссийские санкции еще на год, подчеркивает эксперт.

С точки зрения Симонова, принятый документ по своему содержанию ближе всего к научно-сценарному прогнозу, а не стратегии развития. Хотя, в отличие от предыдущих редакций, в нем обозначены проблемы и появились разделы, рассказывающие о мерах, которые нужно предпринять для их решения. Но все же стратегия должна отталкиваться не только от сырьевой базы и мировой конъюнктуры, главным образом она должна строиться на задачах государства - оно должно обозначить стратегические цели в энергетике, сколько ему нужно конкретных энергоносителей для внутреннего рынка и сколько для экспорта, а затем прописать инструменты, при помощи которых эти задачи будут решаться, считает эксперт.