Проект инициировали министерство энергетики, промышленности и связи Ставрополья и временная рабочая группа "Коммунальная техника на электрической тяге" Научно-экспертного совета Комитета по экономической политике Совета Федерации. В условиях городской среды техника может работать как летом, так и зимой. Машины предназначены для уборки дорог и тротуаров, а также для увлажнения воздуха, распыления пестицидов и распределения реагентов. При этом они бесшумны, что особенно важно для Комсомольского парка и территории у Старого озера, ставших местом испытаний.
Среди основных технических характеристик машин - отсутствие двигателя внутреннего сгорания, что позволяет сократить выбросы углекислого газа на 30 тонн в год и снизить уровень шума на 10 децибел. Емкость батареи составляет 40,75 киловатт-часа, на полном заряде машина способна работать до восьми часов. Максимальная скорость - до 20 километров в час, чего вполне достаточно для городских коммунальных служб.
- Край активно развивает электрозарядную инфраструктуру, способствуя переходу на экологичный транспорт. Сегодня мы занимаемся установкой дополнительных зарядных станций в Ессентуках и Железноводске. Эффективность внедрения коммунальной техники на электрической тяге обсудим на Пятом Северо-Кавказском энергетическом форуме, - отметил министр энергетики, промышленности и связи края Иван Ковалев.
Опыт Кисловодска должен лечь в основу дальнейшего масштабирования проекта. В ближайшее время технику отправят в Ессентуки, позже - в Железноводск, где электрические машины начнут убирать территорию у Курортного озера. Как рассказал корреспонденту "РГ" начальник городской эксплуатирующей службы Кисловодска Максим Малиновский, на курорте тщательно подошли к выбору территории для проверки техники.
- Рассматривали Курортный бульвар в центре Кисловодска, но пришли к выводу, что Комсомольский парк и зона вокруг Старого озера подходят лучше. Это закрытые территории, недавно восстановленные, тут такая техника нужна. Машины здесь могут проехать везде, в том числе по узким тропинкам, - подчеркнул Малиновский.
Он отметил, что техника уже показала себя удобной и простой в эксплуатации. Транспорт компактнее тех моделей, что уже используются в Кисловодске, но обладает достаточной мощностью и функциональностью. Особое впечатление произвела моющая машина, получившая наилучшие отзывы. Техника прибыла в базовой комплектации, однако производитель предоставляет возможность выбора различного навесного оборудования в зависимости от задач.
Проблем с ней в процессе эксплуатации не возникло. Машины управляются штатными водителями, дополнительного обучения не потребовалось, оказалось достаточно краткого инструктажа. Элементы управления расположены удобно, хотя производитель готов вносить доработки, например изменить как местонахождение кнопок, так и конструктивные элементы корпуса, даже поменять толщину металла.
- В машинах есть и печка, и кондиционер. Причем если сравнивать с похожей немецкой техникой, то в ней намудрили с климатическим оборудованием. Печку вывели наверх, в итоге теплый воздух не опускается, то есть у водителя голова находится в тепле, а ноги ледяные, как можно так работать? - удивляется Максим Малиновский.
Некоторые опасения связаны с эксплуатацией в зимний период - на морозе батареи теряют часть емкости. Однако производитель уверяет, что потери составят меньше 10 процентов и в реальных условиях это не вызовет сбоев. К тому же Кисловодск - теплый город, солнечных дней здесь около 300 в году.
Горожане и отдыхающие проявили большой интерес к новинке. Во время публичных демонстраций многие подходили к машинам, интересовались характеристиками, фотографировались, садились внутрь. Власти намерены учитывать предложения жителей при дальнейшей настройке маршрутов и определения графиков работы техники.
Важно, что проект имеет долгосрочные перспективы. Если результаты эксперимента будут положительными, возможна локализация производства подобных машин в России. Пока техника поступает из Китая, но заинтересованность со стороны властей и бизнеса может стимулировать создание отечественной линии сборки.
По словам руководителя временной рабочей группы Антона Фенева, сейчас важно подготовить законодательство, чтобы была возможность внедрять новую технику.
- Наша задача - разработать законопроект, который в случае его принятия дал бы муниципалитетам возможность приобретать такую технику. Сегодня они этого делать не могут. Закупка коммунальной техники осуществляется на бюджетные деньги, но в соответствующих правилах нет пункта об электрических машинах, - рассказал ранее корреспонденту "РГ" Фенев.
Организаторы планируют подробно обсудить итоги испытаний на Пятом Северо-Кавказском энергетическом форуме, который пройдет в Минеральных Водах в июне 2025 года. Эксперты сравнят показатели новых машин с традиционной техникой, оценят рентабельность и решат, как можно масштабировать проект в других регионах страны.