Сложности с заходом на площадки электронной торговли (e-commerce) чаще всего возникают у производителей, изготавливающих локальный продукт. Такие товары не пользуются массовым спросом, а маркетплейсам проще продвигать на своих витринах популярные изделия, которые можно продавать большими партиями и соответственно получать комиссию в большем объеме.
- К сожалению, современный рынок электронной торговли ориентируется отнюдь не на малый бизнес. Чтобы комфортно ощущать себя на маркетплейсе, нужно ежемесячно зарабатывать примерно 200-300 тысяч рублей. Однако даже при такой выручке комиссия отдельных онлайн-магазинов может оказаться высокой. Как правило, она зависит от логистики. Если продавец осуществляет ее сам, то маркетплейс берет в среднем один процент от стоимости товара. Если логистика целиком проходит через сервис e-commerce, то это значение вырастает до 6-10 процентов, - подчеркнул финансовый аналитик из Калининграда Артур Поляков.
Особенно ярко картина проявляется в регионах Северо-Запада. По данным правительства Калининградской области, уровень электронной торговли в российском эксклаве составляет всего три процента. И это при условии роста в полтора раза по сравнению с прошлым годом. Невысокие показатели связывают не только с политикой маркетплейсов, но и с географией самого западного региона страны.
Любой товар, вывозимый за пределы Калининградской области, обязательно должен пройти через таможню. Это влечет дополнительные расходы, связанные с уплатой пошлин. Помочь региональному бизнесу должен был эксперимент по электронной торговле, который предусматривал беспошлинный вывоз товаров для личного потребления, если их стоимость не превышает одной тысячи евро. Однако затем планку снизили до 200 евро, и проект оказался невыгодным как для малого предпринимательства, так и для таможенных представителей.
Частично решить проблему помогают региональные меры поддержки и релокация производственных баз в "большую" Россию. Так поступил калининградский производитель "янтарной косметики".
- Вывозить продукцию из Калининградской области на основную территорию страны получалось, но за счет растаможки и логистики она становилась очень дорогой и неконкурентоспособной на маркетплейсах, где основное внимание уделяется соотношению цены и качества. Так появилась наша новая площадка в Электростали, - рассказала коммерческий директор компании-производителя Екатерина Субоч.
Частные ювелирные мастерские, производящие изделия из янтаря, также не спешат осваивать просторы e-commerce. "Я не принял этот вариант торговли. Сегодня мы предпочитаем более традиционные способы продажи наших изделий", - прокомментировал владелец янтарного ювелирного бренда Вячеслав Дарвин.
Такую категоричную позицию разделяют и другие ювелиры СЗФО. Многие отказываются от работы с маркетплейсами из-за случаев повреждения украшений, пропажи отправлений и других неприятностей, которые приводят к убыткам. Компаниям с именем, по словам предпринимателей, проще торговать через собственные сайты.
Псковская область тоже не может похвастаться большим присутствием на электронных торговых площадках. По словам руководителя регионального центра "Мой бизнес" Анастасии Ивановой, пока на маркетплейсах в небольшом количестве представлена лишь одежда и косметика от местных производителей.
- Чаще всего такой вариант торговли рассматривают в качестве дополнительного, а не основного. У компаний есть привычные и надежные рынки сбыта, многие не хотят рисковать. E-commerce - это целая наука, крайне важна грамотная аналитика. Необходимо постоянно вкладывать немалые средства в продвижение своего бренда и подстраиваться под политику маркетплейсов. Быстро, за два-три месяца, продать партию не получится: должна вестись постоянная эффективная работа. Пока не все предприниматели к этому готовы, - заключила эксперт.
Решить проблему популяризации малого бизнеса на онлайн-площадках можно, но на это понадобится время. Для Калининградской области хорошим решением станет открытие логистических хабов крупных маркетплейсов на территории региона. Это позволит существенно сократить расходы на логистику и таможенное оформление грузов. Как отметила во время своего визита в регион глава объединенной компании Wildberries и Russ Татьяна Ким, соответствующий проект может быть запущен в ближайшее время.
Кроме того, предприниматели СЗФО могут активно пользоваться "Платформой Роста" - это проект, который реализует крупный российский маркетплейс совместно с Агентством стратегических инициатив по поручению президента страны. Его участники получают доступ к аналитике, инструментам для продвижения товаров, рекламным каналам и большой базе данных по работе на площадках электронной торговли.
Более 30 процентов молодых предпринимателей в возрасте до 26 лет продают свою продукцию исключительно через маркетплейсы. Такую статистику приводит один из российских банков. Если говорить о бизнесменах от 40 лет и старше, то лишь десять процентов из них торгуют через онлайн-площадки.
11,8 миллиарда рублей заработали на маркетплейсах калининградские предприниматели в 2024 году.