Русист из Абхазии: Брат моего деда - герой Шамиль Палба, совершивший 250 вылетов

"В годы Великой Отечественной войны малочисленный народ Абхазии, как и весь советский народ, встал на защиту нашей общей Родины, внес свою лепту в священную войну. В ряды Советской Армии было призвано 55,5 тысячи человек, третья часть призванных не вернулась с поля боя", - пишет в своем эссе "Победа. Что это значит для вас и ваших учеников?" на XXV Международный Пушкинский конкурс "РГ" русист из Сухума Земфира Гунба.
Марк Марков-Гринберг/ РИА Новости

Она убеждена, что преемственность поколений - не просто передача знаний, это связующая нить между народами постсоветского пространства, которая должна обеспечить доброе взаимодействие между Россией и Абхазией. И это позволит новым поколениям развиваться вместе, быть сильнее и помнить всегда о том, что у нас одна история. "Мы - наследники Великой Победы!" - пишет учитель.

На проекте для педагогов

На "Истории моей семьи" она будет представлять родного брата ее дедушки - Шамиля Кублуховича Палбу, советского летчика, командира корабля 17 воздушной армии 3-го Белорусского фронта, на счету которого 250 боевых вылетов. Он был награжден орденами Отечественной войны 1 и 2 степени, Красной звезды, а также многими медалями, среди которых "За отвагу", "За победу над Германией", "За доблестный труд в ознаменование 100-летия со дня рождения Ленина, рассказывает русист.

Она работает в школе города Сухум. Педагог искренне считает, что пытается выполнить свою миссию, прикоснуться к исторической памяти, передать в надежные детские руки нашу общую святую Победу.

Для ее школьников фраза "Никто не забыт, ничто не забыто" звучит осознанно, без пафоса. Школа носит имя Александры Константиновны Назадзе, советского офицера, бесстрашного политрука 3-й пулеметной роты, участницы штурма города Ростова-на-Дону.

По школьной традиции 9 мая педагог и ученики посещают Отхару, родное село отважной соотечественницы. Праздничный день начинается с возложения цветов к стоящим в ряд трем памятникам: памятнику Воину-освободителю (1941-1945), памятнику Защитнику Отечества (1992-1993), памятнику воину-афганцу (1979-1989).

После торжественной линейки приглашенные ветераны рассказывают ребятам о фронтовой жизни, о том, что помогло им выстоять, какой ценой досталась Победа. Дети с большим удовольствием инсценируют фрагменты художественных произведений о войне, читают стихи, исполняют песни военных лет.

Ежегодно ко Дню Победы школьники принимают участие в телемостах "Уроки мужества" с разными российскими городами, вступают в живой диалог, рассуждают о военных событиях времен 1941-1945 годов, с гордостью делятся славными подвигами своих предков-земляков, героев Великой Отечественной войны.

Часто дети сопоставляют военные события тех лет с современной спецоперацией. "Была даже такая ситуация, когда вступили в диалог ребята, чьи родители оказались участниками спецоперации, один - из Тамбова, другой - из Сухума. Опять общая историческая преемственность! Опять вместе! Опять не за горами Победа и единое будущее!" - пишет педагог в своем эссе.

Земфира цитирует слова из интервью своего соотечественника, командира легендарной интернациональной бригады "Пятнашка", входящей в Республиканскую гвардию ДНР, Ахры Авидзбы, который сказал, что абхазцы считают Россию родной страной и защищают ее ценой своей жизни.

Ее ученики каждый год с нетерпением ждут начала Международного онлайн-марафона "Наследники Победы". Он включает театрализованные исполнения песен военных лет и декламацию стихотворений о войне и стихов собственного сочинения.

Творчески, осознанно они подходят и к конкурсам сочинений - рассуждениям о Великой Отечественной войне. Так, в прошлом году старшеклассникам была предложена цитата из книги британского историка Роберта Кершоу "1941 год глазами немцев. Березовые кресты вместо железных", созданной на основе многочисленных интервью с уцелевшими ветеранами Вермахта.

Дети раскрывали свое отношение к сути цитаты "Мы почти не брали пленных русских, потому что русские всегда дрались до последнего солдата. Их закалку с нашей не сравнить..."

Результаты работ, радуется Земфира, превзошли ожидания. "Часто повторяющееся мнение о том, что у современных детей достаточно размытые представления о вечных ценностях, что им не свойственно глубоко погружаться в жизнь, представленную художественной литературой, было опровергнуто размахом и глубиной детских размышлений. Возможно, высокие показатели результатов конкурсных работ были связаны еще и с проецированием героизма, силой духа и воли русских солдат в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, с отвагой и мужеством отцов и дедов в Отечественной войне народа Абхазии в 1992-1993 годов", - рассуждает она.