Дирижер Иван Никифорчин - о том, трудно ли быть самым молодым в профессии

Иван Никифорчин в свои 30 лет стал одним из наиболее востребованных и активно концертирующих дирижеров, работавших чуть ли не со всеми известными российскими оркестрами. Впервые за дирижерский пульт он встал в 14 лет. Сегодня Никифорчин - худрук Московского государственного академического симфонического оркестра (МГАСО) и симфонического оркестра "Академия русской музыки". Недавно стал еще и лауреатом премии президента РФ для молодых деятелей культуры, а накануне стал лауреатом премии Bravo. "РГ" расспросила Ивана Никифорчина о том, как ему удается совмещать руководство двумя оркестрами с плотным гастрольным графиком и избегать "головокружения от успехов".
Из личного архива

Признайтесь честно, премии, похвалы, "медные трубы" не сбивают дыхание, не отвлекают вас от творческой работы?

Иван Никифорчин: Нет, у меня совершенно нет головокружения от успеха - уже на следующий день после вручения Президентской премии у меня были репетиции с моим оркестром "Академия русской музыки", мы аккомпанировали пианистам на конкурсе имени Владимира Крайнева. Жизнь не остановилась, продолжает кипеть. "Медные трубы" должны звучать - скорее не мне, а всем, кто поддерживал меня на протяжении всего пути - и моей семье, и Денису Мацуеву, и Владимиру Спивакову, и Алексею Шалашову, и коллективу Московской консерватории.

И все-таки - какое-то событие в вашей карьере стало для вас поворотным?

Иван Никифорчин: Думаю, это конкурс пианистов, дирижеров и композиторов имени Рахманинова, на котором я завоевал Вторую премию и серебряную медаль. Этот конкурс стал для меня неким импульсом, подтолкнувшим вперед. Мне посчастливилось встать за пульт трех крупнейших российских оркестров, показать свое видение симфонических партитур, получить оценку жюри и публики. Это был новый для меня формат, и, сидя в зале, я наблюдал за каждым участником.

Ваш концертный и гастрольный график поражает обилием оркестров и программ. Кроме того, у вас еще студенты - вы преподаете в консерватории. Как расставляете для себя приоритеты?

Иван Никифорчин: Прежде всего для меня важно развитие моих коллективов - "Академии русской музыки" и МГАСО. Но если первый создан мною лично и давно родной, то у руля второго коллектива я всего полгода - хотя мы и за это время успели сделать совершенно грандиозные вещи! МГАСО - это потрясающего уровня оркестр. Да, мне, кроме того, посчастливилось стать еще преподавателем кафедры оперно-симфонического дирижирования Московской консерватории. И для меня сейчас крайне важна невероятная обратная связь от студентов. Мне интересен их взгляд на дирижирование, потенциал и возможности, интересно узнавать, какая музыка им нравится. Конечно, это требует немало времени, но очень помогает развиваться и мне самому.

А вам, как молодому дирижеру, много дали уроки вашего мастера - руководителя Госкапеллы России Валерия Полянского?

Иван Никифорчин: Я с теплом вспоминаю время, когда учился у Валерия Кузьмича. В 2015 году, когда я только поступил в Московскую консерваторию, я был принят в Госкапеллу на должность артиста хора - тенора. Через два года стал хормейстером, потом ассистентом главного дирижера, наконец, вторым дирижером. Я очень много наблюдал за тем, как тщательно работает Полянский над крупными оперными сочинениями с хором и оркестром, как он искусно расшифровывает нюансы партитуры. Он был и моим профессором в классе дирижирования Московской консерватории, и наше непрерывное профессиональное общение дало мне уникальный опыт.

Фото: Из личного архива

Недавно записали первый диск с МГАСО, посвятив его Борису Чайковскому. Это ведь не случайно - вы часто играли его сочинения и с "Академией Русской Музыки"…

Иван Никифорчин: Конечно. Я давно изучаю творчество этого, на мой взгляд, великого и незаслуженно забытого композитора. В этом году исполнится 100 лет со дня рождения Бориса Чайковского, 10 сентября мы с МГАСО представим монографический концерт с его музыкой в Московской филармонии. Диск, записанный на фирме "Мелодия", включает в себя две мировых премьеры, и выйдет он также в сентябре. Я рад, что Карина Абрамян, заместитель гендиректора "Мелодии", поддержала меня. И еще больше рад, что эта музыка в принципе останется зафиксированной в записи.

Справка "РГ"

Иван Никифорчин родился в 1995 году в Москве. Закончил Московскую консерваторию и аспирантуру, учился под руководством профессоров Валерия Полянского (оперно-симфоническое дирижирование) и Юрия Абдокова (композиция, оркестровка, история оркестровых стилей). Участвовал в мастер-классах Юрия Темирканова, Василия Петренко.

Основал "Академию русской музыки", объединившую камерный оркестр и хор. Ее по праву признают одним из наиболее ярких камерно-оркестровых и хоровых коллективов современной России. Дирижер Госкапеллы России. С 2022 года преподает в Московской консерватории, а также руководит симфоническим оркестром колледжа Института музыки им. Шнитке.