Эта тема сегодня обсуждается на самом высоком уровне. Так, по данным исследований, в начальной школе на занятия уходит 47 часов в неделю - уроки, кружки, секции, домашние задания. В правительстве взяли на контроль вопрос снижения учебной нагрузки на школьников.
Как проходило исследование? Ученые регистрировали показатели состояния сердечно-сосудистой, вегетативной нервной и эндокринной систем у детей во время уроков и после.
"Взрослым очень важно понимать, что происходит с ребенком, когда он приходит впервые в школу, и чем ему можно помочь", - прокомментировал "Российской газете" заведующий лабораторией физиологии развития и физической культуры Института развития детства, доктор биологических наук Игорь Криволапчук.
Исследование установило, что адаптация к учебным нагрузкам у большой части первоклассников протекает очень напряженно, развивается утомление.
Как выяснилось, в самом начале учебы в школе - сентябрь - октябрь - у десятой части учеников первого класса отмечается низкая мотивация к учебе. Четверть первоклассников сложно адаптируются, 24 процента детей избирательны в общении или вообще замыкаются в себе и не поддерживают контактов со сверстниками. У пятой части высокая тревожность, а треть очень боятся отвечать учителю.
Вообще возраст поступления в школу (6,5-7 лет) в физиологии и психологии развития считается критическим: происходит перестройка организма на фоне резкой смены условий (дом/детсад - школа) и начала активного учебного процесса.
Как пояснил Игорь Криволапчук, в адаптации к школе выделяют три этапа.
Первый этап - ориентировочный: ребенок и психологически, и физиологически реагирует на новые условия, связи и требования. Длится 2-3 недели.
Второй этап - нестойкое приспособление: детский организм ищет наиболее оптимальные ответные реакции на воздействия внешней среды, так сказать, "нащупывает почву" в общении с одноклассниками и учителями. Это может длиться 4-6 недель.
Третий этап - устойчивое приспособление: ребенок находит наиболее комфортные варианты и способы реагирования на учебную нагрузку и новые требования среды. Этот этап наступает спустя 6-8 недель с начала занятий.
Интересный момент: оказывается, самый продуктивный день для учебы - среда.
"В недельной динамике умственной работоспособности детей оптимальные значения показателей скорости и продуктивности работы отмечались в среду, - говорит ведущий научный сотрудник лаборатории Татьяна Параничева. - То есть рост мы наблюдали от понедельника к среде, а далее, к пятнице, шло снижение активности".
С 1 сентября 2025 года вводится единое планирование по предметам, установлены нормы контрольных и проверочных работ, включая проходящие сейчас всероссийские проверочные работы - не более 10 процентов от общего количества уроков по программе.
Особо прописаны и нормы для выполнения домашних заданий для учеников "началки". Так, суммарный объем "домашки" по всем предметам не должен превышать: 1 час - для первоклассников, 1,5 часа - для учеников 2 и 3 классов, у четвероклассников должно уходить на домашнее задание не более 2 часов.